Русские люди


       
ВЫПУСКИ

Рубрики
Проза
Поэзия
Русские люди
Русская провинция
Тени минувшего
Наша вера
Странники
Мнение
Приглашение
к разговору
Наши фоторепортажи
Увлечённые
Сверхнаучные знания
Даты
Эксклюзивные интервью

Тематические обзоры


ГОСТЕВАЯ КНИГА


 
Русские люди
 
Галина ТРОИЦКАЯ
(г.Самарканд, Узбекистан)
 
КРИК КИСТИ КРИКИСА
 

Он прожил короткую, но яркую, наполненную жизнь. Столь же яркую, как и самобытная, пёстрая, запоминающаяся палитра большинства его полотен. В галерее изобразительного искусства «Чорсу» открылась выставка работ Андрея Крикиса, посвящённая его юбилею и организованная Самаркандским филиалом творческого объединения художников Узбекистана. Ему исполнилось бы 60, будь он среди нас. Но в 1994 году Андрея Янисовича не стало.

А первое представление широкой публике состоялось в 1980-м году: он, выпускник Ярославского художественного училища, недавно переехавший в наш город, становится участником областной выставки молодых Самаркандских художников. В дальнейшей в творческой биографии Крикиса подобных мероприятий будет немало. Групповые, персональные вернисажи областного, республиканского, всесоюзного масштаба, позже, с конца восьмидесятых прошлого столетия, полотна будут экспонироваться и за рубежом: Ташкент, Москва, Иркутск, Киев, Южная Корея Индия, Монголия, Бангладеш, Греция, Швеция, Франция, США… Вряд ли есть смысл дальше листать учебник географии!

Но главным демонстрационным залом была и есть, конечно же, щедрая на таланты, узбекистанская земля. Здесь и сегодня помнят и любят творчество этого художника. Неоднозначное, загадочное, заставляющее размышлять, удивляться, находить меж всплесков фееричных мазков путеводную нить. Не потому ли устроители назвали юбилейную презентацию «Семь ударов кистью», в честь одной из его работ. В этих словах и символика, и мощь, и образность, и скрытый вопрос. Почему «7»? Причём тут удары, к тому же - кистью, которая в нашем сознании ассоциируется с мягкостью движений. Каждый взмах в такт биения сердца!

Об Андрее Крикисе рассуждают как об одном из заметных основоположников современного абстракционизма, применительно к местной художественной «лаборатории». Отсюда и участие в эпоху начала перестройки в выставках «Эксперимент», «Реабилитация возможностей» ( Ташкент,1988). А уже после его ухода, в 2002-м году, картины Крикиса займут достойную позицию на выставке в Ташкентском Центре современного искусства. Похоже, ещё больший интерес вызовут в 2009-м, в столичной экспозиции «Пространство гармонии и цвета». Его «Флуксус» тогда цеплял не один искушённый глаз. Андрей Янисович оставил щедрое наследство с прицелом в будущее, которое создавал, несмотря на тогдашнюю идеологию.

Говорят, он хорошо изучил творчество знаменитых представителей этого направления. Всё авангардное, креативное привлекали, увлекали, завораживали. Знание «школы» расширяло кругозор и не требовало подражания. Наоборот, позволяло отыскать свой маршрут, раскрыть свою индивидуальность.

Его рука не просто играет цветом, мигрирует формой, сочетая, казалось бы, чуждые друг другу цвета, видоизменяя, комбинируя чёткую геометрию. Диссонируя, добивается гармонии. Порой шокирует то строгостью линий, то их изломом, то скупостью контраста, то радужным многоцветьем. Некоторые работы вызывают ощущение незаконченности: ещё бы один штрих, тот самый, восьмой «удар»! Но он не спешил ставить точку. Будто предлагая сделать это зрителю, развивая его воображение. Иные же полотна, наоборот, поражают лаконичностью. Там, на обширном колорированном пространстве фигурный минимализм. Как, например, в «Голгофе», от которой не оторваться. Где глаза с надеждой выискивают сквозь туман и густую переливчатость тонов вторую половину креста, часть распятого тела. Невольно вспоминается «Распятие» Дали. Но у великого Сальвадора - откровение, полнота образа , неприкрытое страдание. Здесь же правит умолчание, похожее на призыв обратиться к библейским заповедям, заглянуть в себя. Пока не поздно, пока ещё отделяет тебя и меня дымка времени от последнего шага к Горе христианского горя. Достойно ли примем крутизну испытаний или хватит сил лишь на полкреста…

Не меньше раздумий вызывает картина «Познание», где совсем другой колорит - сочный, насыщенный, будто юный, если так можно сказать о цвете! «Зима в Самарканде» - это уже совсем иные эмоции. Настроение меняется от картины к картине. Внимательный зритель способен заметить и уже сумеречный «язык» палитры в последний творческий год…

- В Андрее поражало удивительное рвение в работе. Он всегда хотел рисовать, с самого детства до последнего вздоха,- говорит его супруга Людмила. - У нас хранятся старые фотографии, где на обороте чёткие графические абрисы. Это он, маленький, учился держать карандаш. Прикладывал снимки «лицом» к оконному стеклу, обводя изображение.

В доме Крикисов бережно относятся не только к фотографиям. Небольшая двухтомная квартира - почти галерея, музей Андрея. Людмила продлевает жизнь полотен в этих, далеко не совершенных условиях. Сезонная сырость, перепады температур, перебои в подаче электроэнергии, теснота… Но сегодня именно она - его продолжение. Избрав эту миссию, несёт её с честью. В своём выступлении на открытии выставки супруга художника, волнуясь, искренне благодарила собравшихся. А было, действительно, многолюдно. Тёплые слова прозвучали от Академии художеств, воспоминаниями делились коллеги.

…Волны фортепианной музыки приглушают звуки шагов и тихие голоса, возносясь к куполам «Чорсу». Человек жив, когда живёт память о нём.
 
Работы Андрея Крикиса
 
"Танец". г. Самарканд 1990 г.
 
«Афсона». Миф. 1992 г.
 
"Зима". 1986 г.
 
"Феерическая неизбежность". 1991 г.


 

 

Copyright © 2010-2011 "LES REFLETS - ОТРАЖЕНИЯ "