Русские люди


       
ВЫПУСКИ

Рубрики
Проза
Поэзия
Русские люди
Русская провинция
Тени минувшего
Наша вера
Странники
Мнение
Приглашение
к разговору
Наши фоторепортажи
Увлечённые
Сверхнаучные знания
Даты
Эксклюзивные интервью

Тематические обзоры


ГОСТЕВАЯ КНИГА


 
Наши фоторепортажи
 
  Алишер ТАКСАНОВ (Швейцария)
 
ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА
или ОДИН ДЕНЬ ШВЕЙЦАРСКОЙ ШКОЛЫ
 

Мне всегда нравился советский фильм «Доживем до понедельника» о школе, подрастающем поколении и учителях. Добрый, честный и воспитательный фильм. Но сейчас моя тема не о советских временах и не школах того периода. А о Европе и здешнем образовании.

Хочу рассказать об обычной швейцарской сельской школе, где учатся мои дети. Школы поделены на два уровня: «примар-шуле» (1-6 классы) и «секундар-шуле» (7-9 классы). Дети этих уровней обучаются раздельно, то есть в различных зданиях, и школы – разные юридические лица. В Элгге они находятся в 200 метрах друг от друга. Просто дети переходят из одной школы в другую. Правда, с 7 класса начинается дифференциация: «А»-класс (там отличник и хорошисты), «Б»-класс (хорошисты и троечники), «Ц»-класс (троечники и двоечники). С первого возможно попасть в гимназию (или в профессиональную школу, если есть желание), а оттуда – в университет. Со второй – только в профессиональную школу, а там возможно в высшую школу (только университетское и образование в высшей школе не считается равным, хотя у нас это одно и тоже: университет, институт, училище, академия и т.д. – всем дают одинаковый диплом). С третьего – тоже только в профессиональную школу. Не скрою, тут есть тоже свои сложности. Профессиональная школа – это не просто колледжи, лицеи, ПТУ в нашем понимании. Идет обучение теории и практики одновременно. То есть, вначале нужно найти рабочее место, а потом ты можешь учиться на профессию. К примеру, хочешь стать медсестрой? Найди себе или частный врачебный кабинет, или госпиталь, или дом престарелых, где предоставят учебное место, а потом твои документы возьмут в специализированное учебное заведение. Итого: 3 дня работы и 2 – теории – это в первые два года обучения, потом в третий год - 3 дня теории и 2 – работы, после чего выдадут диплом медсестры. Да, безусловно, возможно и дальше получить высшее образование, стать медсестрой высшей квалификации, защитить докторскую диссертацию, но врачом все равно ты не будешь. Для этого нужно... начать все с гимназии и после поступить в университет, где готовят врачей. Иначе говоря, высшее образование люди получают к 30-35 годам!

Но я отвлекся, ибо рассказ о другом. В Элгге две школы, моя старшая дочь Азиза в «секундар-шуле», а младшая Зарина – в «примар». И сегодня у младшей был «Безухстаг» - День посещения занятий родителями. Следует подчеркнуть, что это очень важный день, и работодатель разрешает работникам отлучаться с работы, ибо это – уважительная причина. Короче, у босса тоже есть дети, он тоже заботится о них, да и закон это позволяет сделать. Воспитательному и образовательному процессу в Швейцарии отдается большое внимание. В отличие от Узбекистана никто не кричит о том, что благодаря мудрой политике главы государства создаются благоприятные условия для школьного и специального образования, и реформы привели к заоблочно-высоким достижениям. Просто государство здесь на деле инвестирует в учебу. Болтология тут не приветствуется.

В сельской школе удобные учебные корпуса, хорошо отапливаемые и проветриваемые, есть двухуровневый крытый спортивный зал (наверху площадка для игр, комнаты для переодеваний, туалет и душ), внизу – плавательный бассейн (тоже здесь есть комнаты и туалет), где вода всегда подогревается. В школьную спортивную программу входит ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ обучение плаванию. Никто не может отказаться от этого, хотя выходцы из мусульманских стран пытались это опротестовать. Также обязательным является сдача ребенком теста по вождению велосипеда перед представителем полиции, ибо необходимо знать правила дорожного движения. Велосипед – обязательный атрибут школьника, как ранец или учебник.

Кроме того, есть летняя спортивная площадка, крытая прорезиненной поверхностью и спортивными снарядами, рядом же располагается футбольное поле. Ах, да, как же без библиотеки? – она всегда имеется. Безусловно, школа не существует без музыкального зала, где также есть площадка для школьного театра. Кстати, мы туда и ходим, чтобы посмотреть, как играют дети в спектаклях.

Никаких транспарантов политического формата здесь не обнаружите! Нет символов независимости, портретов руководителя, в классах не существует полок для книг лидеров нации или государства, конституций и прочего! Не найдете транспаранты с заумными цитатами. Никакой политики в школе попросту нет! И это еще не все: никто не собирает металлолом, хлопок, картошку, и не подметает улицы, как это принято в Узбекистане! Дети не убираются в классах, потому что данный труд оплачиваемый, и для этого нанимаются работники! В штатном расписании числится «хаузвартер» - человек, ответственный за техническое и внешнее состояние школы, который или сам все чинит или приглашает специалистов, если вопрос сложного характера (например, починить агрегат по подогреву воды в плавательном бассейне). Как такового директора тоже нет, вместо него - старший учитель, который отвечает за педагогический процесс.

Моя дочь учится в пятом классе. В ее кабинете есть компьютеры (причем, «Макинтоши»), принтеры, фильмопроекторы, диапроекторы – новейшие технологии применяются активно и повседневно, это часть учебного процесса. Доски раздвижные, можно по разному комбинировать их расположение, а также есть особая доска, на который проецируется видео, и учитель движет на ней пальцем, передвигая графическое изображение (даже не знаю, что это за компьютерная программа такая!). В некоторых классах установлены плоские «телики», чтобы дети в перерывах могли смотреть мультики или какую-то познавательную передачу.

В классе также находится аквариум с рыбками (в других были аквариумы с хомячками, зайцами, птички), короче, любовь к природе прививается с самого малого возраста. Класс увешан рисунками самих детей, яркими картинами, на столах – все необходимое, ученик может даже не брать с собой некоторые принадлежности, он их оставляет здесь же перед уходом домой. Перед занятием дети снимают туфли и одевают тапочки – чтобы чувствовать себя удобнее. Куртки и пальто вешают в коридоре – в школах нет воровства, никто ничего не тронет. Сами ранцы (рюкзаки) закидывают у окон, ибо они не нужны.

Занятия идут без напряжения, все-таки это – не армия. Если устал, то можно отойти и прилечь на диванчик (в младших классах есть даже кровати с подушками), учитель не делает замечаний. Никогда здесь учитель не назовет школьника дураком, дебилом, олигофреном, сволочью, негодяем, мерзавцем, ибо его в тот же день уволят. Да, есть классный комитет, но он существует не для того, чтобы собирать "бабло" на ремонт класса и делать подарки учителям, что стало традицией в Узбекистане с советских времен. Ремонт осуществляется исключительно за счет местной администрации («гемайнд»), где формируются все финансовые потоки села, города, региона и т.д. Комитет помогает учителю в воспитании, если в классе может оказаться «трудный» ребенок, участвовать в сопровождении детей в лес, в зимний или летний лагерь, в зоопарк и т.д.

Хочу отметить, что за каждым классом закреплены два преподавателя, они сменяют друг друга. В классе моей дочери работает на общественных началах пенсионер, который до этого был инженером. Пенсия у него ох какая большая, однако сидеть дома ему скучно, сил еще много, вот и приходит он в школу, чтобы помогать учебе. Меня это приятно удивило. Я понял, что тут каждый ответственен за то, что творится в стране, в школе, на улице. Все это – чисто добровольно, НИКАКОГО принуждения!

Классы очень светлые и просторные. Через пульт учитель регулирует шторы (солнцезащитные жалюзи), чтобы слишком яркое освещение не мешало и в тоже время затемнение поддерживало зрительное восприятие. Некоторые учителя играют на музыкальных инструментах, и перед уроком дети исполняют веселую песню, чтобы настроится на хороший учебный лад.

Во время уроков учитель задает вопросы и дети тянут руки, чтобы ответить. Задание дается после лекции, и дети распределяются на группы (в пары, или по 3-4 человека), чтобы вместе решить задачу по математике, или пояснить историческую ситуацию, или определить географическую зону на карте. Работа в коллективе является важной частью самоподготовки, в тоже время индивидуализм (единоличная работа) необходим лишь на тестах или экзаменах!

Если сегодня «Безухстаг», то родителям позволяется не просто сидеть в углу и наблюдать, но и активно участвовать, то есть подойти к ребенку и помочь, подсказать. Это даже приветствуется, ибо взрослые видят, как идет учебный процесс. Но можно придти и в другие дни и сидеть хоть целый день – учитель нисколько не возражает. Просто следует уяснить временной порядок учебы: с 7.30 ч. до 12.00 ч., потом пауза на обед (дети идут домой), потом с 13.30 ч. до 16.00 ч. Есть «ауфгабехилфе» - помощь в выполнении домашнего задания. Библиотека работает с 18.00 до 20.00 ч. В вечернее время в спортзалах можно заниматься чем-то (гимнастика, баскетбол, дзю-до), правда, все эти услуги – платные, ибо не входят в школьную программу. Музыкальное обучение и танц-клубы – тоже оплачивается родителями.

Сегодня мы с супругой смотрели, как занимается дочка. После трех уроков мы вышли на школьную площадку. Там были столы с «гипфелями» (мягкие рогалики), кофе и напитки, все за счет школы – для родителей и детей. После старшая преподаватель рассказала всем, что был небольшой косметической ремонт школы, и представитель строительной фирмы сообщил, сколько денег было выделено для этого «гемайндом» и как они потратились. То есть хищение изначально невозможно, потому что смета подконтрольна, выполненный объем работы – на виду у всех. Нет никакого секрета, куда и сколько вложено! Финансы полностью транспарентны! Скажите мне теперь – такое возможно в Узбекистане? Когда-нибудь директор школы рассказывал, сколько бабла выделило Районо и сколько в реальности пошло на целевые задания?

После дети спели для родителей и потом запустили шарики в небо. После уроки продолжились.

В пятом классе Зарина учит:

- родной язык – немецкий;

- второй государственный язык – французский (без хорошего его знания не принимают в гимназию);

- иностранный язык – английский;

- алгебра;

- геометрия;

- спорт;

- «хандарбайт» - уроки труда, только дети учатся делать разные вещи, например, шить себе матрасы, изготавливать из глины посуду, пилить и строгать деревянные игрушки и т.д. (моя дочь обожает этот предмет);

- «менш удн умвелт» («Люди и мир») - предмет, включающий географию, природоведение и историю;

- рисование;

- спорт;

- музыка;

- библия (религия) – по желанию.

Для иностранцев – дополнительные уроки по-немецкому.

Политинформаций или, типа, «Марифат ва манавият» - такого здесь нет и подобное не предусмотрено. Детей не принуждают ходить на массовки, чтобы махать там флажками и прыгать на радость высокого начальства, выражать бурный восторг своему счастливому детству под руководством мудрого правителя!

Учеба начинается 22 августа и продолжается до 22 июля следующего года. Летние каникулы – один месяц. Но в течение года много недельных и двухнедельных каникул, выходных по праздникам. Летом и зимой предусмотрены лагеря в горах (обязательное участие). Например, Рождественские начинаются 22 декабря по 3 января. Суббота и воскресенье – дни отдыха. В школе организуют праздники, например, Хэллоувин, и никто не кричит об американизации общества, насаждении продукции чужеродной массовой культуры, потому что люди благосклонно относятся к процессам глобализации. Все хорошее приживается быстро, а что чуждо – то оно будет отторгнуто без всяких заумных речей политиков.

 


 

 

Copyright © 2010-2011 "LES REFLETS - ОТРАЖЕНИЯ "