Русские люди


       
ВЫПУСКИ

Рубрики
Проза
Поэзия
Русские люди
Русская провинция
Тени минувшего
Наша вера
Странники
Мнение
Приглашение
к разговору
Наши фоторепортажи
Увлечённые
Сверхнаучные знания
Даты
Эксклюзивные интервью

Тематические обзоры


ГОСТЕВАЯ КНИГА


 
Русская провинция
 

Алина КОЛКЕР, Петр РУЧНИКОВ,

Тверь, Россия
 

ПОРТРЕТ С ИСТОРИЕЙ

 
 

День святой Екатерины (24 ноября, 7 декабря по старому стилю) — важный для нашего города праздник. Важный потому, что именно с судьбами двух Екатерин связан Тверской Императорский дворец — одна из главных достопримечательностей Твери, которую изображали графики, живописцы, граверы, снимали фотографы и кинематографисты. На протяжении веков его вид со стороны Волги являлся визитной карточкой Твери.

 
 
 

Именно по велению Екатерины Великой в XVIII веке по проекту великого русского градостроителя П.Р. Никитина был построен гостеприимный «путевой» дворец, ныне музей,где хранятся бесценные сокровища тверской земли.

Вторая покровительница царского дома — внучка известной императрицы великая княгиня Екатерина Павловна, при которой дворец да и сам город, пережил период расцвета.

 
 
 

Двести лет назад Тверская, Новгородская и Ярославская губернии были объединены в одно генерал-губернаторство. Во главе его встал принц Георг Ольденбургский, который приехал в Тверь в октябре 1809 года вместе со своей супругой великой княгиней Екатериной Павловной, младшей и самой любимой сестрой Александра I.

Резиденцией генерал-губернаторской четы был перестроенный Карлом Росси Императорский Путевой дворец, ставший центром культурной и политической жизни губернии. Александр Павлович недаром послал молодоженов именно в Тверь. Все дело в том, что либерально настроенный император был вынужден избегать Москвы, сестра, живя в Твери, являлась таким образом своеобразным связующим звеном между реформистки настроенным Санкт-Петербургом и консервативной Москвой.

Сама же Екатерина Павловна, по свидетельству немецкого историка Детлефа Йены, могла использовать свое влияние в обеих столицах для своей собственной выгоды. Александр стремился посещать Тверь как можно чаще, если же приезд был невозможен, писал сестре очень нежные письма. В одном из них, в частности, говорится: «К сожалению, теперь не могу воспользоваться своим старым правом, чтобы в Вашей спальне в Твери покрывать Ваши ножки нежнейшими поцелуями. Так что, мадам, развлекайтесь как следует и не забывайте бедного арестанта в Петербурге».

Очень недвусмысленные слова. Однако, надо сказать, Екатерине было не до развлечений. Она делала все возможное, чтобы усилить свое влияние в административной, культурной и политической сферах не только Твери и губернии, но и всей страны. Один лишь факт: великая княгиня не упускала случая для того, чтобы разъяснить супругу собственное видение того или иного вопроса, а зачастую просто навязывала ему свое решение. Иными словами, пока Карамзин читал в Путевом дворце свою «Историю государства Российского», Екатерина Павловна активно занималась политикой (впрочем, и чтение «Истории» было тоже делом политическим), а принц Ольденбургский был вынужден довольствоваться ролью хозяйственного супруга, присматривающего за вверенными ему губерниями.

Для приведения в порядок городского хозяйства в Твери в 1809 году был создан комитет по благоустройству города, в работе которого участвовал Карл Росси. Наиболее значительные меры по благоустройству предпринимались в Твери. По воле генерал-губернатора на месте валов древней крепости разбили бульвар, укрепили правый берег Волги и устье Тьмаки, обустроили набережную Волги в центральной части города, выровняли площадь перед губернаторским домом. Принц Георг Ольденбургский постоянно разъезжал по губерниям, наблюдал за строительством Вышневолоцкого, Мариинского и Тихвинского каналов, проводил ревизии губернских учреждений. Живя в Твери, принц Петер-Фридрих-Георг Гольдштейн-Ольденбургский превратился в Георгия Петровича Ольденбургского, выучился говорить и писать по-русски.

Возможно, и в эти начинания своего мужа Екатерина Павловна тоже вмешивалась. Однако, как бы то ни было, несмотря на серьезный интерес, который она проявляла к делам губернской администрации, никаких размолвок между супругами не происходило – они любили друг друга, имели общие увлечения, и прежде всего литературой и искусством. Культурный цвет тогдашнего общества собирался именно в Твери. Один из современников губернаторской четы очень метко охарактеризовал Екатерину Павловну: «Существуют возвышенные души, которые могут довольствоваться только совершенством, поэтому в их глазах все, что не лишено недостатков, выглядит убогим, слабым, ничтожным и смутным. Не могу скрывать, я нередко бывал удивлен, когда слышал, как она говорила, и даже принц не мог при таких обстоятельствах сохранять хладнокровие»…

Сегодня в стенах дворца собраны ценнейшие коллекции живописи различных школ и декоративно-прикладного искусства, с которыми можно ознакомится, посетив экспозиции галереи. Научным коллективом Тверской областной картинной галереи, которая размещается в правом крыле дворца, начиная с 90-х годов прошлого столетия ведется планомерная поисковая и исследовательская работа в различных направлениях: по истории, функциональному использованию, персоналиям, художественному развитию дворцового ансамбля.Собирание императорских и великокняжеских портретов всегда было приортетным делом для служащих дворца. Потому событие, которое произошло в Розовом зале музея, былонастоящим праздником.

 
 

Но обо всем по порядку… В 2007 году в одном из московских собраний был обнаружен живописный портрет княжны Екатерины Павловны в детстве, выполненный неизвестным профессиональным художником начала девятнадцатого века с оригинала великого русского портретиста Д.Г. Левицкого. Портрет, несомненно, представлял для галереи значительный интерес не только в художественном, но и в историческом и краеведческом плане. Запечатленная на нем личность оставила заметный след в российской и, в частности, тверской истории. Это прижизненный портрет великой княгини, который, вполне вероятно, был выполнен в мастерской Левицкого одним из его учеников по заказу императорского двора.

Потребовалось много времени и усилий (в том числе и проведение во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря и в Государственной Третьяковской галерее искусствоведческих и технико-технологических экспертиз, подтвердивших высокое художественное качество и музейное значение предложенного портрета), прежде чем картина три года спустя оказалась в стенах Тверского дворца.

Произведения этого периода и такого профессионального уровня — большая редкость на современном художественном рынке, поэтому поступление портрета в коллекцию можно расценивать как большую удачу.Это событие совпало с Днем Великой Екатерины — покровительницы музея. Как можно после этого не верить в совпадения?

Презентация картины — торжественное событие. Заинтересованные гости и взволнованная принимающая сторона. А виновник торжества — удивительный портрет — спрятался за драпировкой. Его открыли только после того, как были сказаны все речи, пожелания и благодарности. На глазах всех присутствующих изображение маленькой Екатерины Павловны вмонтировали в раму и повесили в центре зала. Теперь удивительное по своей красоте и трогательности произведение будет достойным украшением картинной галереи.

Историческая справка

Великая княгиня Екатерина Павловна (1788 — 1819) — шестой ребенок и четвертая дочь в семье императора Павла I. Исторические источники свидетельствуют о неоднократном сватовстве Наполеона Банопарта к великой княгине. После окончательного отказа Наполеону (1808 год) Екатерина Павловна вступает в брак с принцем Георгом Гольштейн-Ольденбургским (1809 год), назначенным новгородским, тверским и ярославским генерал-губернатором и вместе с тем главным директором путей сообщения Российской империи. Их резиденцией стал Тверской Императорский дворец.

Проживая в Твери, чета Ольденбургских много внимания уделяла благоустройству города и благотворительности. В 1812 году Екатерина Павловна выступила с инициативой создания тверского народного ополчения, одновременно призвав русское дворянство последовать ее примеру. В 1813 — 1815 годах эта смелая женщина сопровождала императора Александра I в походах; присутствовала на совещаниях Венского конгресса, оказывая влияние на его исход.

Великая княгиня — один из главных персонажей нашего города, чей образ неотделим от Твери. В годы ее пребывания здесь, а во многом и ее стараниями Тверь стала одним из самых красивых городов России. А Тверской Императорский дворец, перестроенный для нее Карлом Росси, стал сравним с лучшими дворцами Европы.


 

 

Copyright © 2010-2011 "LES REFLETS - ОТРАЖЕНИЯ "