Русские люди


       
ВЫПУСКИ

Рубрики
Проза
Поэзия
Русские люди
Русская провинция
Тени минувшего
Наша вера
Странники
Мнение
Приглашение
к разговору
Наши фоторепортажи
Увлечённые
Сверхнаучные знания
Даты
Эксклюзивные интервью

Тематические обзоры


ГОСТЕВАЯ КНИГА


 
Даты
 

ЗИНАИДА МИХАЙЛОВНА КОВАЛЕВСКАЯ. Художники Узбекистана.  

 

 
Галина ТРОИЦКАЯ СУДЬБЫ ЕЁ ЦВЕТНОЕ СЮЗАНЕ
 
Раиса КРАПАНЕЙ

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЮБВИ

 

 
Галина ТРОИЦКАЯ
(г.Самарканд, Узбекистан)
 

СУДЬБЫ    ЕЁ ЦВЕТНОЕ СЮЗАНЕ

 

Чуть более года отделяет нас от памятной даты - исполняется 110 лет со дня  рождения Зинаиды Ковалевской.      

      Пожалуй, её живопись отличают особое лирическое настроение, присутствие тёплой колористики, эмоциональный язык кисти. А таланту подвластно всё - пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые сценки, перенесённые на полотно. Причём, изображение природы дышит поэзией, лица – одухотворенностью, натюрморт настолько естественен, что хочется протянуть руку!

        Портретная живопись считается апогеем творческого мастерства и удаётся не всякому. Тут мало хорошей школы, недостаточно обладать видением цвета, ощущать форму, владеть искусством рисовальщика. Важно понимать внутренний мир человека, сопереживать ему.

    Зинаида Михайловна Ковалевская - заслуженный деятель искусств Узбекистана, народный художник страны, где росло год от года её профессиональное мастерство. Её семья проживала в Казани. Отец читал лекции по искусству, в доме нередко собирались люди творческие, неординарные: художник П.Беньков, исследователь искусств Б.Денике, историк-библиограф П.Дульский. Они бывали в Средней Азии, увлечённо рассказывали о своих путешествиях, изучали традиции, этнографию. Поэтому нет ничего удивительного, что через пару лет после окончания Казанского художественного училища  девушка уехала в Узбекистан. Там уже жил и работал её педагог Павел Петрович Беньков (его портрет она напишет в Самарканде), который полюбил эту, пропитанную солнцем землю настолько, что, приехав ненадолго, остался навсегда. Будучи уже не молодым человеком и зрелым живописцем, решил заново расписывать новыми красками холст своей судьбы.

     У Ковалевской за плечами тоже имелся опредёлённый творческий багаж.  Об этом свидетельствует факт приобретения Государственным музеем Татарии её дипломной  работы  «Мыловаренный завод». Вообще, тема труда характерна для полотен художницы. В Узбекистане она напишет своего «Кустаря», преподнося зрителю и сохраняя для истории будни ремесленника, на смену которому со временем придут технологии и автоматика. С удивительной живостью передан юный задор и энтузиазм «В бригаде молодёжи»

      Зинаида Михайловна в Самарканде с 1930 года  работает художником кафедры этнографии Узбекского государственного научно-исследовательского института.  Для артели «Труд женщин» готовит эскизы вышивок, сюзане. В этом ей помогают поездки по районам области, в каждой из которых  кропотливо изучает народные промыслы, национальный орнамент, общаясь с сельскими рукодельницами. Из подобных многочисленных командировок привозит акварельные наброски, карандашные  зарисовки, что пригодятся потом не только для применения в прикладном искусстве. Вдохновляют на творческий поиск даже, казалось бы, прозаические моменты, такие как быт, будни  - во всём находит будущие сюжеты. Художница стремится отразить тенденции обновления общества, особенно в жизни женщин. Заметим, что и теперь картины Зинаиды Михайловны сохраняют актуальность тематики, остаются интересными почитателям живописи. Так, в 2009 году в Ташкенте, на выставке  «Женщина. Богиня. Муза» экспонировались и произведения Ковалевской. При жизни состоялась ее большая персональная выставка, посвященная пятидесятилетнему юбилею.

      Интересен период творчества Мастера в годы Великой Отечественной войны. Сила таланта позволила создать такие шедевры, как  «Возвращайся с победой», «Дети в гостях у раненых». Добросердечие, величие и благородство народа, ставшего ей родным, трогательно отразилось в картине «В новой семье». Написаны статьи, книги, сняты фильмы о том, как простые узбеки брали в свои скромные дома детей, эвакуированных из зоны военных действий, усыновляли сирот, не зависимо от национальности. А  Зинаида Михайловна ёмко и глубоко, в то же время трогательно, по-женски, рассказала об этом в одной живописной работе!

     Труд её плодотворен, но это не мешает учиться. И в 1943-м году, экстерном, заканчивает Ленинградский художественный институт им.Репина, который в военное лихолетье был эвакуирован в Среднюю Азию.  В послевоенные годы снова возвращается к излюбленной теме, воспевая труд («Сбор помидоров»,  «На съезде знатных хлопкоробов»). С удовольствием передаёт нежной палитрой образы женщин-ткачих, вышивальщиц.  А картину «Мастера народного творчества»  искусствоведы называют одним из лучших полотен её авторства. Для него характерна многогранность, многоплановость и тонкий подтекст. Изображение юных и многоопытных мастериц на фоне полуразрушенной мечети Биби-ханым как бы символизирует связь поколений, перспективы будущего и святость былого, незыблемость традиций. Это произведение экспонировалось в Париже. Мне же лично очень по душе картина Ковалевской «Самаркандский мальчик».

     
Творческое рукотворное наследие З.М. Ковалевской велико, но следует помнить и о её вкладе в педагогику. Она искреннее поддерживала своего наставника П.Б. Бенькова в его стремлении создать в Самарканде художественное училище. А потом преподавала там, воспитав плеяду способных учеников, среди которых есть удостоенные звания «Народный художник Узбекистана». И сегодня поколение одаренных молодых самаркандцев продолжает постигать высокую науку палитры, во многом  благодаря таланту Зинаиды Михайловны Ковалевской.
 

 
Раиса КРАПАНЕЙ
 
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЮБВИ
 

Зинаида Михайловна Ковалевская относится к художникам «второй волны», то есть к тем, кто, приехав в Туркестан в первые десятилетия XX века, навсегда остался здесь.

 
 

Можно было озаглавить этот пост о ней как «История одной любви», и я, думаю, вы согласитесь со мной, прочитав его.


На основании скрупулёзных поисков, по географическим совпадениям мест, по датам, фамилиям позволила себе зайти в биографию Художницы на десятки лет до её рождения.

 

В 1823 г. в Виленском университете (Литва) было раскрыто тайное патриотическое общество. Трое его активных участников, среди которых был студент-филолог О. М. Ковалевский (на снимке слева), в 1824 г по личному указанию Николая I были высланы в Казань.


Осип Михайлович Ковалевский (1801-1878) стал блестящим ученым-востоковедом. Он был профессором Казанского университета, а с 1962 года годам и Варшавского.


И, совсем как в сказке, было у него три сына.

 

Картина написана в 1928 году. Казань.

 

Старший, Николай Осипович Ковалевский стал известным российским физиологом.
Средний, Павел Осипович - русский живописец - баталист.


Младший – Михаил Осипович, преподаватель. Он интересовался искусством и этнографией. Работая в учебных заведениях Казани, читал учащимся лекции по искусству.


У него в 1902 году родилась дочь, которую назвали Зинаидой. Место рождения - маленький городок Вольск на правом берегу Волги, видимо жили там родственники с материнской стороны.

 
 

В доме Ковалевских часто бывали музыканты, литераторы, художники. Дар рисования в ней пробудился с раннего детства, и никого не удивило, когда девушка окончательно решила стать художницей, поступив в Казанское художественное училище.

 

Н.Фешин. Автопортрет художника.

 

Её учителями были Павел Петрович Беньков , которого она знала с детства, и Николай Фешин.


Кто поймёт женское сердце, но юная художница влюбилась не в молодого красавца Фешина, а в своего не очень привлекательного и не молодого учителя, хотя поговаривали, что последний никогда не имел недостатка в женском внимании.

 
 

Насколько серьёзны были их отношения можем судить по тому, что летом 1930 года они вместе приезжают в Самарканд. Он – оставив карьеру, будучи уже известным художником, семью, а она горя желанием быть рядом с любимым человеком.


Ковалевская устраивается работать художником на кафедру этнографии в Узбекском НИИ, а Бенькова приглашают преподавать живопись в художественном училище.

 

Эскизы тюбетеек, выполненные Ковалевской.

 

О ней говорят как о строгой собранной женщине, никого не пускающей в свою личную жизнь. Речь её нетороплива и продуманна. Однако атмосфера дома этой удивительно дополняющей друг друга пары, была тёплой, а двери его всегда были открыты для многочисленных учеников.

 
 

Когда началась война, в Самарканд с осени 1941 года были эвакуированы ВСЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СТРАНЫ с преподавателями и учениками.

В один из них, в Ленинградский институт живописи (с 1949 г.наз.имени Репина), поступает учиться Ковалевская, и экстерном заканчивает его. Теперь, с дипломом об окончании ВУЗа, она имеет право преподавать, и с 1945 -1949 гг. она преподаёт в художественном училище, пока училище не переводят в Ташкент.

 
 

Это событие тяжело повлияло на 70-летнего художника (практически остался без своего детища), и 16 января 1949 года он умирает, оставив Ковалевскую совсем одну.


Вспомнилось ахматовское:
«Что случилось с жизнью твоей-
Под крестами будешь стоять,
И своею слезою горячею
Новогодний лёд прожигать».

 

Самаркандский мальчик. 1930г.

 

Она не уезжает из Самарканда, здесь налаженный быт, здесь ставшие дорогими места, здесь её ученики.


В 1953 году, к её 50-летию, состоялась персональная выставка , и ей дают звание Заслуженного деятеля искусств Узбекистана.


В 1964 году получает звание Народного Художника.


Умерла Зинаида Ковалевская в Самарканде 25 ноября 1979 года.

 

Самарканд, 1933г.

 

В её картинах нет ни одной печальной нотки, ни одной тёмной краски. Ощущение, что все тревоги, проблемы и печали оставила для реальной жизни.


Про неё, её творчество, можно сказать опять же ахматовским текстом:


«Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил».

 

Помидоры!!! 1949 год.

 

Её картина с ПОМИДОРАМИ находится в единственном в Америке Музее русского искусства.


Для справки:


Музей Русского искусства является сегодня одной из главных достопримечательностей города Миннеаполиса. Создан он на основе богатейшей коллекции Рэймонда Джонсона, который с перестроечных годов до наших дней более 1000 раз!!!! приезжал в нашу страну скупать картины.


Ему конечно честь и хвала… Но обидно за нашу Культуру, за наших художников.

 

Сидящий узбек. 1933 г.

 


 

 

Copyright © 2010-2011 "LES REFLETS - ОТРАЖЕНИЯ "