Русские люди


       
ВЫПУСКИ

Рубрики
Проза
Поэзия
Русские люди
Русская провинция
Тени минувшего
Наша вера
Странники
Мнение
Приглашение
к разговору
Наши фоторепортажи
Увлечённые
Сверхнаучные знания
Даты
Эксклюзивные интервью

Тематические обзоры


ГОСТЕВАЯ КНИГА


 
Наталья НАРСЕЕВА
 
ОШИБКИ В РАСПИСАНИИ
 

Когда зародился этот конфликт между отделом культуры администрации Константиновского района и коллективом педагогов детской школы искусств — сказать трудно. Официальная версия: в начале были жалобы.

 
 

Одна — от родителей из хутора Ведерники. Вторая — от педагога детской школы искусств на бывшего уже завуча Елену Инютину, которая, дескать, неправильно вела учет рабочего времени. Потом в школу пришли комиссии, ОБЭП…На педагогическом совете, где разбирался конфликт, глава Константиновского района Борис Хлопяников уверял собравшихся, что директора никто не собирается увольнять. А коллектив уверен: собираются.

 

Откуда волнение?

Почему волнуются педагоги, а вслед за ними и родители учеников? Да потому, что после проведенных проверок директор Конюхов впервые за 22 года работы в детской школе искусств получил за месяц сразу три выговора! И ему назначили внеочередную переаттестацию. Хотя эту ответственную «процедуру» он прошел совсем недавно — в 2010 году, следующая должна быть только через 5 лет. В самой школе случился настоящий скандал с криками проверяющего чиновника. Здесь ничего подобного не видели со дня основания…

Из досье  «НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Детская школа искусств Константиновского района начиналась с кружка баянистов, а настоящая большая работа пошла с сентября 1965 года, когда открылись два отделения — фортепианное и народное. Спустя несколько лет появилась возможность организовать  хореографическое, художественное и вокальное отделения. Сегодня многие выпускники школы работают преподавателями музыки в педагогическом колледже, школах района, в самой ДШИ города Константиновска, но самое главное, что практически все бывшие ученики  стали состоявшимися людьми.

Сегодня ДШИ занимает одно из лучших исторических зданий в центре города над рекой Дон.

— Мы всегда работали с отделом культуры рука об руку. Наши музыканты выступали на всех концертах, нас уважали, с нами считались, — говорит Татьяна Петровна Кунакова, которая работает в школе со дня ее основания. — А с начала этого учебного года всех лихорадит. Начался какой-то бюрократический всеобуч, новые требования к заполнению бумаг. На каждой двери должны быть вывешены фамилии учеников и время их занятий. А что делать хореографу, у которого несколько десятков человек занимается? Мы должны в отдельной графе указывать, в каком классе учится ребенок, в каком здании мы занимаемся… Вместо творчества теперь целыми днями бумажки заполняем.

— У меня спрашивают: «Почему у вас педагоги работают семь дней в неделю?» Как чиновнику объяснить, что мы не можем пригласить ученика начальных классов на занятия на семь вечера, это — поздно! Приходится из-за него одного выходить в свой выходной день. Мы работаем так, как удобно детям. Ведь они посещают по два-три отделения, — говорит теперь уже бывший завуч Елена Инютина. — В акте проверки указано, что у нас преподаватели должны работать с 8.00 до 19.30. А у нас некоторые преподаватели работают, например, с 12.00 до 20.40. Какие могут быть рамки? Сколько детей есть, со столькими и работаем, и так, как им удобно. С восьми ли до шести или с часу до пяти. А еще приходится детей постоянно менять местами: у нас есть занятия и индивидуальные, и групповые. Все друг от друга зависят.

Делают проверяющие замечание: перерывов между занятиями нет. Они есть: 15 минут. Мой урок, допустим, заканчивается, ребенок сразу идет на следующее  занятие. Зачем ему полчаса болтаться, время терять? При нашем транспортном сообщении это — бессмысленно.

С первого января 2010 года фонд заработной платы ДШИ урезали на 2 миллиона рублей. Что делать? Если преподавателям меньше платить, то, по логике, надо сократить и количество учеников. Фактически объявить ребятам, что они могут с «улицей дружить». Но в коллективе, который сформировался из нескольких поколений интеллигенции и окончательно сложился при Конюхове, на такой шаг не пошли. Денег меньше, количество детей — прежнее. Вот тут и начались проблемы.

— Составили расписание: уроки выстроили, как положено, по 45 минут. Получается, педагоги перерабатывают 15-20 часов в месяц. Виноват директор, он недоплачивает, — поясняет Елена Инютина. — Написали по-новому, уроки сократили до 35 минут. По закону урезать урок нельзя, зато мы укладываемся в часы. Хотя фактически работают все педагоги, сколько положено — по 45 минут!!!

Но вышестоящие органы в альтруизм интеллигенции не верят. Еще комиссия обнаружила две чисто технические ошибки в расписании и в часах, по которым начислялась оплата. Переплата идет от 400 до 800 рублей, но недоплата этим же преподавателям из-за недостаточного финансирования — детей-то из школы не отчислили! — составляет 2-3 тысячи рублей. Проверяющие искали «левых детей». В расписании ошибки могли быть, но в реальной-то жизни всю работу педагогов видно — вот где прозрачность, ясность! 

Однако порядок превыше всего. И в школе ведут проверки сотрудники ОБЭП, комиссии администрации, а директор ДШИ готовится к назначенной переаттестации.

Поговорим по-доброму…

Чтобы обсудить возникшие вдруг проблемы, глава района Борис Хлопяников пришел в коллектив ДШИ на педагогический совет. Сразу сказал, что труд педагогов школы очень уважает. Что же касается обращений педагогов в областную администрацию, то ему звонил заместитель губернатора, объяснил, что разбираться с обращениями не будет, а полностью доверяет главе. Как глава района решит, так и будет. Дальше рассказал глава района про директора рынка и его заместителя, которые получили по 4 года условно. Мол, если в школе не навести порядок, и здесь кто-то может лишиться работы. Или сесть в тюрьму… А потом зачем-то поведал педагогам, как они вместе с прокурором, начальником милиции и опер­уполномоченным ФСБ на открытие охоты ходили…

В общем, педагоги — люди интеллигентные, все поняли: к заместителям губернатора обращаться не стоит, все решает на месте Борис Ефимович, которому наверху доверяют. С прокурором, начальником милиции и опер­уполномоченным ФСБ у него — тесное взаимопонимание.

Правда, к тому моменту, когда состоялся разговор, все указанные в актах проверок недостатки были устранены. Но дело-то не в этом! А в том, что работу по устранению всех недочетов и ошибок провела новая завуч — бывшая воспитанница школы искусств, имеющая два высших образования. Ее директор ДШИ принял на работу вопреки указанию заведующего отделом культуры и позиции администрации района. Те хотели видеть завучем совсем другого человека. Вполне вероятно, замечательного! И даже с высшим экономическим образованием. Но какое это имеет отношение к искусству? И как должен помочь имеющийся у кандидата в завучи диплом педагогического училища по специальности «Музыкальный руководитель в детском саду»? Коллектив школы посчитал, что бывшая их выпускница больше пользы делу принесет.

А власти  возмущаются:

«…получается, для чего нужна администрация? Для чего тогда нужен заведующий отделом культуры? В конце концов, для чего тогда нужен глава?»

Когда душа поет

Сегодня жизнь педагогического коллектива разделена на две части. Одна — привычная светлая. Это занятия с учениками. Вторая — горечь и беспомощность перед властью чиновников. 

Педагоги — люди все увлеченные. С удовольствием отставив разговор о проблемах, взахлеб рассказывают, как работают с детьми, особенно — на периферии. Вот я и отправилась по хуторам: узнать, что по поводу занятий думают сами дети и их родители.

Несколько лет назад в Константиновском районе в нескольких хуторах были открыты филиалы школы искусств, куда приезжают педагоги из города и ведут занятия. Прослышав о приезде журналиста, туда, где проводятся занятия — в школы, в клубы, — потянулись родители, чтобы сказать огромное спасибо педагогам за их труд. Рассказывали, как до неузнаваемости изменяет детей прикосновение к искусству. С тревогой спрашивали: не закроют ли филиалы?

В хуторе Гапкине мама Владислава Пухлова, Наталья Федоровна, принесла мне целую кипу грамот.

— Сын занимался здесь до 8-го класса. Мы привели его сюда прямо посреди учебного года, его приняли (кстати, на недопустимость подобных действий в акте проверки указала педагогам ДШИ комиссия районной администрации — авт.), а нынешней осенью прямо с конкурса, без экзаменов забрали в Ростовский лицей для одаренных детей при консерватории имени Рахманинова. Моя  дочь — тоже выпускница школы искусств…

Педагоги добавляют, что есть еще такой Иван Шевелев из хутора Ермилова. Так вот, на одном из международных конкурсов услышал его сам Вячеслав Семенов — мировая величина в мире музыки. И Ваню пригласили учиться в Москву в консерваторию на бюджетное отделение. Оба таланта — ученики Станислава Георгиевича Конюхова по классу «баян».

Саша Маркин поступил в училище имени Грекова на отделение скульптуры, Юля Грачева — в колледж искусств на отделение гитары…

Елена Анатольевна и Евгений Васильевич Гончар из станицы Николаевской рассказывают:

— У нас трое детей. Старший  Сергей — ему 11 лет, не сидит сутками за компьютером, не слоняется по улицам. В свободное время сидит за фортепиано, отрабатывает технику игры. Увлекся еще и рисованием — поступил на ИЗО. Следом за ним в детскую школу искусств собираются дочери — Дарья и Марья…

Андрей Васильевич Гончар, отец семерых детей из Старой станицы, сообщает, что уже четверо детей посещают занятия в школе искусств:

— Остальные пока маленькие, подрастут — отдадим туда обязательно: там перед ними другой мир открывается…

В хуторе Почтовом педагоги ДШИ ведут занятия хореографии и ИЗО в Доме культуры, а съезжаются сюда два раза в неделю юные жители из пяти хуторов.

— Ребята участвуют в разных конкурсах, фестивалях. Буквально вчера был фестиваль «Серебряный башмачок» — так приятно было смотреть на наших исполнителей, они такие молодцы, — с гордостью говорит директор клуба Татьяна Александровна  Лосева. — Анна Великодная, Валентина Болдырева — наши звездочки, мы ими гордимся.

Цовинар Ширинян из хутора Авилова своих троих детей после занятий в школе искусств узнать не может:

— Мои просто горят: танцуют, поют, постоянно что-то придумывают…

И у самих родителей, рассказывающих о том, как их дети занимаются в ДШИ, горят глаза. Все-таки главное — это, а не ошибки в расписании.

Кстати, одна деталь: в разговоре «по-доброму» коллективу сообщили, что есть предписание, согласно которому должность директора школы искусств не имеет права занимать человек без высшего образования, то есть — Конюхов, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, имеющий для такой работы и специальную подготовку, и стаж. Главное же, что его профессиональная пригодность доказана успехами учеников школы. Но, видно, это мало кого интересует. Ох, не зря опасаются педагоги, не зря волнуются о судьбе своего директора…

 

Наташа, в интернетовском варианте нет фото этого директора – интеллегентнейшего мужика. А Глазкин – зав. отделом культуры, который все исподтишка творит, и в материале «Театр абсурда на районной площадке» он – невидимый главный герой. Отсидел за сбитого насмерть ребенка 3,5 года. Но там еще статьи за то, что оставил умирать без помощи, и еще ложный донос. Теперь культурой правит. У меня все досье на него есть. Он за эту статью собирается со мной бодаться, мол, я всю неправду написала. Я так понимаю, за то, что про звонок зама губернатора озвучила. Но у меня есть запись. Всех учу плохому, как надо идти по жизни: Конституция в одной руке, словарь Ожегова – в другой и включенный диктофон в правом кармане.

 
«Наше Время» - газета Ростовской области

 

 

 

 

 


 

 

Copyright © 2010-2011 "LES REFLETS - ОТРАЖЕНИЯ "