Русские люди


       
ВЫПУСКИ

Рубрики
Проза
Поэзия
Русские люди
Русская провинция
Тени минувшего
Наша вера
Странники
Мнение
Приглашение
к разговору
Наши фоторепортажи
Увлечённые
Сверхнаучные знания
Даты
Эксклюзивные интервью

Тематические обзоры


ГОСТЕВАЯ КНИГА


 
Русские люди

Надежда СИКОРСКАЯ

Анси, Франция
 
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУССКИЙ АНСИ
 

Анси - на фоне такой красоты еще и музыка играет

 

Во французском городе на озере, по красоте немногим уступающем Женевскому, с 24 по 31 августа во второй раз прошел фестиваль классической музыки, который вполне можно назвать «нашим».

 Лето – период музыкальных фестивалей по всей Европе, и Швейцария занимает тут лидирующие позиции. Понятно, что все охватить невозможно, поэтому мы отдаем предпочтение тем, что наиболее связаны с русской культурой и исполнителями (как, например, Фестиваль в Вербье), и тем, что вносят в свою организацию инновационные нотки (к таким можно отнести Фестиваль в Сен-Пре).


Теперь же, нарушая собственные традиции, мы решили выйти за швейцарские границы и рассказать о фестивале, который, на наш взгляд, быстро займет место в списке лучших.Речь идет об Annecy Classic Festival, который, как следует из названия, проводится во французском городе Анси, что всего в 42 км от Женевы, и посвящен классической музыке.

 

Валерий Гергиев (© Alexandre Shapunov)

 

Фестиваль не взялся ниоткуда, он – возрождение «музыкальных сезонов», созданных известной французской пианисткой Элианой Ришпен, прозванной «Дамой озера» и скончавшейся в 1999 году. Незадолго до смерти она передала бразды правления директору созданного ею же Международного музыкального центра Анси, а «сезоны» преобразовались в Летний фестиваль, остававшимся, впрочем, событием местного масштаба.

Своим сегодняшним существованием, процветанием и выходом на международный уровень вновь поменявший название Фестиваль в Анси обязан, прежде всего, инициативе российского предпринимателя Андрея Чеглакова, чей зарегистрированный в Лондоне благотворительный фонд AVC Charity выступает его основным спонсором.

Для тех, кто не знает, Андрей Чеглаков, по образованию математик, еще в 1990-х годах прославился тем, что выпустил на российский рынок приставку «Dendy», «наш» вариант японской Nintendo. Сегодня самый известный его проект – это МaRussia, касающийся создания и выпуска оригинальных отечественных автомобилей супер-класса. Согласно цитатам Чеглакова, приводимым многими изданиями, его личная цель и личный вызов — сделать русское автомобилестроение столь же ярким и вдохновляющим, как русская музыка. Часто приводятся его слова: «Мы запускаем нашу машину в мир, как когда-то был запущен в космос первый русский спутник, как были запущены Дягилевым Русские сезоны в Европе».

Возможно, когда-нибудь «Марусю» можно будет увидеть, потрогать и даже посидеть в ней на Женевском автосалоне, пока же поговорим о втором увлечении бизнесмена. Тем более, что за неделю до открытия Фестиваля  нам удалось связаться с Андреем Чеглаковым по телефону и задать ему несколько вопросов.

 

Денис Мацуев

 

Наша Газета.сh: В прошлом году буклет первого проведенного Вами фестиваля в Анси открывался вопросом «Нужен ли Европе еще один музыкальный фестиваль?», за которым следовал ответ: «Да, нужен!» Судя по тому, что фестиваль проводится вторично, мнения Вы не изменили. Чем отличается Ваш фестиваль от всех прочих?

Андрей Чеглаков: Наверное, уникальностью места. Анси, старинный город, где пересекалось много интересных культурных путей, на мой взгляд, очень располагает к музыке. Мне кажется, и время мы выбрали удачное – затишье, конец лета, люди возвращаются из отпусков  и способны еще воспринять прекрасное, чтобы с этим ощущением начать год. 

А зачем Вам это нужно – ведь с организацией фестиваля столько забот?

Я всегда любил и музыку, и изобразительное искусство, поэтому мне просто это нравится. А если смотреть более глобально, то мы живем в эпоху, когда разрушаются наши гуманитарные основы. На мой взгляд, задача любого человека, осознающего свое место под солнцем и располагающего определенными возможностями, - противостоять этому процессу.

Поддерживает ли Ваше начинание администрация Анси?

Да, и я думаю, эта поддержка усилится. Проиграв в борьбе за проведение Олимпийских игр 2018 года, власти осознали важность культурной жизни. С этого момента мэрия значительно развернулась в сторону Фестиваля.

Но пока что Вы взяли на себя львиную долю финансирования Фестиваля?

Скажем так, место для дополнительных спонсоров найдется.

В этом году Фестиваль, занявший сразу четыре площадки – Собор Св. Петра, Церковь Св. Бернадетты, Музей-Замок Анси и Императорский дворец - прошел во второй раз, так что его традиции еще только закладываются и говорить о них рано, однако размах мероприятия и уровень его участников сразу привлекают к себе внимание. Вот только несколько концертов, которые, на наш взгляд, заинтересуют читателей.

Фестивальную программу открыл (24 августа, церковь Св. Бернадетты) оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, солистами выступили пианист Денис Мацуев (кстати, он являлтся и художественным руководителем Фестиваля) и виолончелист Готье Капюсон. Напомним, что два года назад Капюсон записал с Гергиевым диск, в который вошли произведения Чайковкого и Прокофьева. В концерте в Анси прозвучала Сюита «Из времен Хольберга» Грига и Первый фортепианный концерт Листа (те, кто слушал в исполнении Мацуева «В пещере горного короля» или Мефисто-вальс, согласятся, что и Григ, и Лист – его композиторы). А Готье Капюсон подарит публике Вариации на тему рококо Чайковского. Как известно, непревзойденным исполнителем этого произведения остается Мстислав  Ростропович, но и Капюсон очень удачно записал его два года назад с Гергиевым и Мариинским оркестром для фирмы Emi.

 

Братья Готье и Рено Капюсон несколько лет назад - с тех пор Готье отрастил волосы.

 

Два менее известных в широких кругах, но очень интересных российских музыканта выступили во втором отделении концерта 27 августа во дворце "Империал". Мы рады поводу познакомить с ними наших читателей.

Сергей Дрезнин родился в 1955 году в Москве. Представляя самого себя в последнем номере популярного журнала «Сноб», он пишет: «Учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Enfant terrible в ЦМШ при Консерватории (учился вместе с Плетневым, Гавриловым, Погореличем), играл джаз на переменках. В 1983 году, уже будучи концертирующим пианистом и дипломантом всероссийского конкурса, поступил в Московскую консерваторию, сразу на третий курс по композиции. Окончил Гнесинский институт как пианист. Учился дирижированию в венской Musikhochschule». Важным событием своей жизни Дрезнин называет учебу в классе фортепиано Бориса Моисеевича Берлина в Гнесинском институте, а удачными проектами – новую постановку «Победы над Солнцем» Малевича и Крученых в Вене, мюзиклы на оригинальный текст Шекспира (по–английски) и Пушкина (по–русски) и возвращение к жизни текстов и шансонов, написанных в гетто Терезин в 1942–44 годах.

Мюзикл Дрезнина «Екатерина Великая» был номинирован на премию «Золотая маска» в 2009 году.

В дуэте с ним выступила одна москвичка, 30-летняя Анастасия Теренкова, начавшая свое музыкальное образование в Гнесинской школе и продолжившая его в Парижской консерватории.

Вместе они исполнили очень интересную программу, в которую вошел целый ряд редко исполняемых произведений для двух роялей Рихарда Вагнера и Ференца Листа (в аранжировках Листа и Дрезнина).

Концерт «Карт-бланш Денису Мацуеву и его друзьям», запланированный на 28 августа в Музее-замке Анси привлек большой интерес публики, как и любая «неформальная» встреча хороших музыкантов. А ведь тут речь идет, помимо самого Мацуева, об известном нашим читателям «продукте» Московской консерватории скрипаче Борисе Бровцине и выпускнице московской «Гнесинки» Юлии Дейнеке, занимающей с 2005 года пост первого альта в берлинском Staatskapelle Orchestra, которым руководит Даниэль Баренбойм. Обращаем внимание меломанов на виолончелиста Александра Бузлова. Этот ученик Наталии Гутман еще в 13-летнем возрасте завоевал Гран-при конкурса «Моцарт 96» в Монте-Карло,  а с тех пор стал обладателем серебряных медалей 13-го конкурса имени Чайковского, международного конкурсе ARD в Мюнхене и конкурсе виолончелистов в Женеве, получил «Гран-при» конкурсов «Виртуозы Москвы» и «Новые имена», а также первые премии на конкурсах молодых исполнителей в Лейпциге, Белграде  и Нью-Йорке. Примет участие в необычном вечере и московский скрипач Сергей Крылов, занимающий с 2009 года пост художественного руководителя Камерного оркестра Литвы.

А единственным не «нашим» участником концерта, программа которого держится  строгой тайне, стала 10-летняя (!) пианистка из Южной Кореи Ю-Хи Лим, дебютировавшая в прошлом году на петербургском фестивале «Белые ночи», исполнив Третий фортепианный концерт Дмитрия Кабалевского в сопровождении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Программа этого концерта держалась в тайне и стала настоящим сюрпризом!

Еще одна знакомая, грузинская пианистка Хатия Буниатишвили, с которой мы только недавно познакомились в Вербье, вновь увлекла публику своей темпераментной игрой – 29 августа, в "Империале".

И тут мы плавно переходим к двум заключительным вечерам фестивальной программы. Они были просто грандиозными, ведь в них принимал участие  Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, которым с 1988 года руководит Юрий Темирканов, сменивший на этом посту легендарного Евгения Мравинского. 

О Юрии Темирканове можно написать роман – и мы надеемся, что это случится. Его элегантность, мягкая точность жестов, его «разговор» с оркестром, манера поднимать после выступления практически всех музыкантов по очереди, чтобы каждому досталась доля аплодисментов, привычка передавать полученные букеты самой пожилой скрипачке оркестра, работающей в нем с незапамятных времен…

Но главное, конечно, его глубинное понимание музыки, которой он весь проникнут и которой он там бесподобно умеет заворожить зал в любой стране – даже многократно слышанные доселе произведения в его исполнении воспринимаешь по-другому. Именно такое чудо произошло в этом году в Вербье, когда Фестивальный оркестр под управлением Темирканова играл отрывки из «Лебединого озера» - уж казалось бы…
 

Юрий Темирканов за своим любимым делом (Aline Paley)

 

Те, кто побывали два года назад на его концерте в женевском Виктория-холле, где прозвучало «коронное» произведение маэстро – Седьмая симфония Шостаковича, до сих пор находятся под впечатлением. Выступления Юрия Хатуевича в наших краях, да еще с «его» великолепным оркестром, - большая редкость,которцю по достоинству оценили зрители концерта, состоявшегося  30 и 31 августа, в церкви Св. Бернадетты.

Первый из них назывался «Гала-Чайковский», в его программе всего два произведения – но какие! Единственный Скрипичый концерт Петра Ильича исполнил французский музыкант Рено Капюсон, признаваемый критиками и публикой одним из самых талантливых скрипачей нашего времени. А во втором отделении прозвучала Пятая симфония, написанная в 1988 году и ставшая первой из симфоний композитора. Ее премьера которой состоялась, в ноябре того же года, под управлением автора.Трудно поверить, но успех к симфонии пришел только много лет спустя, а лучшие дирижеры мира уже более ста лет пытаются проникнуть в тайну этого произведения – что  означает ее финал: победу роковых сил или человека над судьбой? 

Почетное право завершить фестиваль разделил с Юрием Темиркановым  Денис Мацуев, он исполнил одно из самых известных классических произведений – Первый фортепианный концерт Чайковского. Ну, а последним произведением, которое прозвучало на фестивале в Анси, стала Вторая симфония Брамса в исполнении Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.
 

 

 

Copyright © 2010-2011 "LES REFLETS - ОТРАЖЕНИЯ "