Русские люди


       
ВЫПУСКИ

Рубрики
Проза
Поэзия
Русские люди
Русская провинция
Тени минувшего
Наша вера
Странники
Мнение
Приглашение
к разговору
Наши фоторепортажи
Увлечённые
Сверхнаучные знания
Даты
Эксклюзивные интервью

Тематические обзоры


ГОСТЕВАЯ КНИГА


 
Приглашение к разговору
 
Виктор ЧЕРНЫХ
 
НАУЧИМ. ДОРОГО…
 

Мой внук в прошлом году пережил сразу несколько серьезных для его юного возраста стрессов. Во-первых, он переехал из деревни в город, во-вторых, пошел в школу более высокого уровня, чем он до этого осваивал (начал учиться в пятом классе, где не один учитель, а непредсказуемое множество), в-третьих, опоздал к началу занятий, потому что почти весь сентябрь ушел на лечение его от хронического заболевания.


И вот новогодний сюрприз для дедушки: ребенок закончил полугодие БЕЗ ЕДИНОЙ ТРОЙКИ! Это он-то, который до этого НИ ЕДИНОГО РАЗА В УДАРНИКИ (по привычной мне и моим сверстникам терминологии) НЕ ВЫХОДИЛ!


Впору бы вопить от радости за неожиданно прорезавшийся в ученике талант или уж, на худой случай, бросаться в ноги казачинским учителям, которые своего воспитанника поднатаскали так, что он играючи утирает нос городским сверстникам. Только вот не кричится и уж тем более – не падается ниц. И знаете почему? Да потому, что, по привычным мне стандартам, он не только в ударники не годится, но по некоторым предметам (особенно по чтению) даже не соответствует элементарным требованиям к пятикласснику тридцатилетней давности.


Но ведь ударник же! Не сам же «нарисовал» себе в дневнике столь положительные оценки!


В том и дело, что не сам! Если бы сам, то с этим можно было бы бороться с помощью нотаций, родительского окрика, а то и ремня. То есть (если понимаете!) если бы сам, то проблему можно было бы решить малой кровью, а вот когда не сам, то…


Что, собственно, то? А вот здесь я приведу пространнейшую цитату из статьи «Об одичании» Александра Привалова, научного редактора авторитетного российского журнала "Эксперт":


- Вчера, осознав, что мне предстоит написать последнюю колонку «нулевых» годов, я отринул злобу дня. Надо, думаю, написать о каком-нибудь тренде десятилетия — не часто доводится итожить эпохи. Но о каком именно тренде? Их же много — как выбрать? Но случай и вправду помогает занятым одной мыслью — подоспела новость, сделавшая выбор за меня.


О том, что вскоре будет принят новый образовательный стандарт для средней школы, мы слышали и раньше. А теперь … публика узнала, каким этот новый стандарт может оказаться. В классах, начиная с девятого, от нынешнего учебного дня уцелеет половина. Что будет во второй половине, толком неясно; «поисковые работы на полях боевой славы» и прочее «формирование ответственного патриота» значат только одно — что нормальных уроков не будет. Школьных дисциплин станет вдвое меньше, а обязательных вообще останется всего три: физкультура, основы безопасности жизнедеятельности (не ешьте мухоморов и проверяйте годность огнетушителей) и новая амальгама дисциплин под названием «Россия в мире». Остальные предметы будут факультативны. И «русский язык и литература или родной язык и литература», и интегрированные «общественные науки» и «естественные науки», и математика.


Тут неудержимо хочется размахивать руками и грязно материться. Мол, это же типичная колониальная школа — от образованных туземцев никакой пользы и масса вреда. Мол, факультативность русского языка в нынешних условиях есть прямое преступление. Мол, место России в мире надо не изучать (зачем?! и какое именно место: сверхдержава — или слабое звено БРИКа?), а поддерживать и — в идеале — улучшать, что станет окончательно невозможно с предлагаемой утратой «золотого канона», в ходе школьного обучения скреплявшего нацию. Но я же не об этом взялся писать, а об итогах десятилетия. Так вот: важнейший итог десятилетия и состоит в том, что серьёзное обсуждение вот такого стандарта стало возможным. Десять лет назад ничего подобного просто нельзя было произнести вслух. А теперь и произнести можно, и — после косметической правки — провести через Думу можно, можно и реализовать. Если это не называется одичанием, то слово существует зря.


И одичание наблюдается двойное. Деградация школ страны Пушкина и Менделеева к колониальному стандарту — это одичание как процесс. Но ведь налицо и одичание как результат, причём повсеместный. Профессор, вынужденный читать математику гуманитариям, жалуется: ни одна душа не умеет разделить дробь на дробь. А на вопрос: шесть вторых — это сколько? — следует серьёзный ответ: четыре целых и одна десятая. Ладно, гуманитарии. На мехмате МГУ, не где-нибудь, собираются сделать первый курс пропедевтическим — то есть людям, поступившим на мехмат, нужно ещё целый год простыми словами пересказывать то, что они, по идее, изучили в школе. В Новосибирском университете, только что набравшем студентов по ЕГЭ, первокурсники физфака дважды проверялись по тому же ЕГЭ — больше половины получили две двойки. Давайте даже не спрашивать себя, что творится в не столь известных учебных заведениях. О случаях, обличающих дикое невежество хоть школьников, хоть аспирантов, рассказывали и прежде, но то были именно случаи, и легко было указать места, от них (почти) застрахованные. Теперь случаи стали всеподавляющей статистикой, а мест, свободных от неё, — нет.


…Вот всё десятилетие шла у нас реформа образования. Поскольку готовится к принятию толстенный итоговый закон, реформа не только шла, но и прошла. Внятного объяснения её содержательных принципов — хоть как-то согласующихся с наблюдаемой практикой — публика так и не дождалась. Единственным лейтмотивом, видным со стороны, была и остаётся экономия бюджетных расходов — её логичным проявлением станет и колониальный образовательный стандарт.


На всякий случай оговорюсь: конечно, образование деградирует не само по себе, а в прямой связи со множеством других наших проблем — например, с ускоряющимся сплющиванием квалификационной структуры занятости. Как может не падать система образования, если всё большей доле её выпускников суждены места охранников, экспедиторов и «менеджеров продаж»?»…


Соглашусь, что написано зло. Но ведь попадает не в бровь, а в глаз! Разве вам самим, читатели, не приходилось сталкиваться с вопиющим невежеством наших молодых? Они, конечно, ловко тычут пальчиками в клавиатуру мобильных телефонов, умеючи скачивают из Интернета понравившиеся фильмы и клипы, могут даже настроить спутниковую «тарелку» для телевидения, но вот поговорить с ними о творчестве Фета (а кто это?) уже не получится. Да что там: вряд ли они внятно сумеют ответить и на вопрос, какой полуостров указывает на собственную незначительность, а то и с задачкой умножить семь на восемь без калькулятора не управятся.


В чем же дело? Действительно в экономии бюджетных средств, как на то указывает Привалов? Ох, сомневаюсь! Сам оканчивал деревенскую школу, где, конечно, не только компьютеры и интерактивные доски отсутствовали, но даже и с географическими картами, наклеенными на простую бумагу, была серьезная проблема. Уж конечно, тогда на нас тратили денег меньше, чем на учеников нынешних. И ничего, в разговоре на любую тему лицом в грязь не ударим, и вполне профессионально управимся с любой работой, которую предложат.


Значит, дело в способностях детей? Нет! Они – чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что только пожелается. Не все этот «лист» сохранит, многие «строчки» быстро выцветут и канут в Лету как ненужные и не востребованные в повседневной практике, но базовые ценности сохранятся.


Значит, проблема и в самом деле в стандартах. Ну, посчитал кто-то, что не надо углубленно учить детей ни физике, ни математике, ни химии, ни географии, ни родному языку и литературе, что «лишние» знания лишь отяготят юную душу и совершенно не пригодятся в жизни. Этот «кто-то», кстати, вполне ответил на мои чаяния сорокалетней давности, когда именно я (вот балбес!) рассуждал в кругу таких же недоучек о том, что являюсь «убежденным гуманитарием, и знать закон Бойля-Мариотта мне совсем ни к чему».


С инфантильными детьми, собственно, понятно. Но куда смотрели родители, учителя?


Родители в большинстве своем никуда не смотрели. В ежедневной борьбе за выживание они видят свою цель в том, чтобы их ребенок не был хуже других одет, накормлен, чтобы имел набор знаковых вещей (мобильный телефон, компьютер, мопед) и не выделялся бедностью среди одногодков. Выяснять при этом, насколько глубокие знания у их ребенка, просто некогда, да и не всем по силам, потому что закон Бойля-Мариотта и для них не фетиш. Некоторые, вспоминая, как им самим нелегко давалось образование, даже и радовались, что их дети не так устают в школе, как некогда они сами.


Учителя… С учителями все непросто. Они-то как раз видели, к чему идет дело. Но большинство выбрало путь непротивления. Многие после окончания специализированных высших учебных заведений вообще отказывались идти в школу, потому что не были согласны с нынешними стандартами образования. Другие… другие работают, успокаивая себя тем, что происходящее неизбежно, а потому и плевать против ветра бессмысленно. Таковых, кстати, подавляющее большинство. Утверждаю это с полным основанием, потому что почти весь прошлый год предметно общался с представителями сообщества в рамках проводимого в стране Года учителя. И ни одного (!!!) преподавателя не сумел уговорить публично поделиться своими размышлениями на животрепещущие темы. Догадайтесь с двух раз почему.


Но по-настоящему опасны не первые и не вторые. В учительстве все явственнее проявляет себя прослойка тех, кто начинает делать на образовании бизнес. Для них низкий образовательный стандарт - большой подарок судьбы. Понятно, что родители (или хотя бы часть их) рано или поздно спохватятся, что не единой физкультурой жив их ребенок. Но другие-то предметы можно будет изучать лишь факультативно, то есть, как понимаете, за живые гроши. И эти гроши, понятно, куда и кому потекут потоком.


Тут кстати будет вернуться к моему внуку. Дело в том, что его родители отдавали себе отчет, что подготовка его явно хромает, особенно в городской школе.  А потому они начали приплачивать учителям за дополнительные занятия с ним после уроков. Так что не моему внуку учителя (которые и бесплатные уроки ему дают) поставили в табеле круглые четверки и пятерки, а себе. Должны же они как-то отблагодарить людей, которые им приносят дополнительный доход…


 

 

Copyright © 2010-2011 "LES REFLETS - ОТРАЖЕНИЯ "