Русские люди


     
ВЫПУСКИ

Рубрики
Проза
Поэзия
Русские люди
Русская провинция
Тени минувшего
Наша вера
Странники
Мнение
Приглашение
к разговору
Наши фоторепортажи
Увлечённые
Сверхнаучные знания
Даты
Эксклюзивные интервью

Тематические обзоры


ГОСТЕВАЯ КНИГА


 

Главная | Контакты | Редколлегия


О вечном

Виктор ЧЕРНЫХ

И БОГОРОДИЦА ЗАПЛАКАЛА...

21 ИЮЛЯ – ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ.

Освоив Шекспира в классе девятом, я много лет пустопорожне щеголял фразой «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Но вот конкретным смыслом замечание Гамлета стало наполняться для меня в возрасте уже вполне солидном. Неожиданно для себя начал замечать, что судьба подает некие таинственные знаки, которыми, однако, вполне можно руководствоваться в выстраивании собственного будущего.

Нет, мистиком я не стал, но начал внимательнее присматриваться к тому, что и нынешние «мудрецы» разгадать пока не в силах, в том числе и секреты «плачущих» икон, одна из которых находится в селе, которое я давно считаю родным.

Вот ведь любопытно. Вплоть до ХХ века мироточение или слезоточение иконы (в книге Е.Поселянина "Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому" описаны соответственно 6 и 12 - за 2000-летнюю историю Церкви) было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в ХХ веке. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов.

Сегодня мы являемся современниками другого явления из разряда чудес - повсеместных знамений от икон, начало которых можно с полной определенностью отнести к 1991 году. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон Казанской Божией Матери и преподобного Амвросия в Оптиной пустыни 16 ноября 1988 г.), именно с 1991 года сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат - в храмах, монастырях, в домах простых людей. И прежде всего это именно мироточения и плач икон. Сейчас редкий номер церковного журнала или газеты, центральной или областной, не содержит упоминания о новом подобном чуде .

Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста - время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. Нередко они соотносимы с двунадесятыми праздниками, памятью конкретной Богородичной иконы или святого.

Бросается в глаза их чрезвычайное разнообразие. В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на киотах, распятиях. Бывает, влага появляется и набухает на стекле, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения: мироточат изображения на дереве и бумаге, стекле и металле, источают миро фотографии и репродукции икон (в том числе на настенных плакатах, карманных календариках, изображения икон в богослужебных книгах и др.).

Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о "елеоточении" или "росоточении." Она может иметь благовонный аромат, напоминающий запахи цветов (роз, жасмина) или ладана. Форма и размер капель также чрезвычайно различна. Иногда они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. Известны случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на какое-то время исчезать, а затем появляться вновь.

Обновления и мироточения чаще наблюдаются не в тех храмах, которые были открыты прежде (в советское время), а в восстанавливаемых или вновь открываемых церквях и обителях.

Но самая существенная особенность, повторим, их повсеместный характер .

В 20-е годы обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В наши дни местом знамений стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей.

Все сказанное выше в полной мере относится и к большой храмовой иконе Казанской Божьей Матери, которая хранится в Казачинском.

Вот как об этом рассказывается в приложении к акафисту, подготовленному прихожанами местной церкви.

«Сто пятьдесят лет стоял в селе Казачинском трехпрестольный каменный храм во имя Святой Троицы, построенный, как гласит клировая ведомость за 1912 год, “тщанием прихожан и с помощью доброхотных дателей”. Высокая колокольня возносила к небу сияющие кресты, а колокольный звон разливался широкой рекой, простираясь над суровыми водами Енисея. «Приветливая, нарядная, веселая церковь» – такой сохранилась она в воспоминаниях немногих живущих в наши дни современников.

В 1936 году церковь была разрушена, разобрана по камешку, уничтожено её богатое убранство, поруганы и сожжены святыни. В то страшное богоборческое время только беззаветно преданные Богу люди решались спасти и сохранить небольшие иконки. Тем более чудесным и необыкновенным представляется сохранение большой храмовой иконы Казанской Божией Матери. Больше метра в высоту и в ширину, в сияющем окладе – она как солнце освещала маленький домик крестьян Соколовых Егора и Ефросинии из деревни Падерино.

Когда и каким образом икона оказалась у них – неизвестно, только в начале сороковых годов, по воспоминаниям их племянницы Елизаветы Федоровой, святой образ уже возвышался в «красном» углу. Соколовых могли арестовать как врагов народа, их могли травить активисты «Общества безбожников», но Господь и Матерь Божия сохранили своих людей, и сохранили чудесный образ, который через три года после смерти Ефросинии, в 1995 году, был передан в Казачинский храм. Эта икона была самой первой во вновь возрожденной Свято-Троицкой церкви и оттого самой любимой и почитаемой. Перед этим образом читались каноны и акафисты, пелись духовные песни, произносились горячие молитвы и мольбы.

18 марта 2001 года в третью, Крестопоклонную неделю Великого Поста, после службы одна из прихожанок читала перед образом Казанской Божией Матери акафист об исцелении отца. И вдруг она заметила в глазах Богородицы выступившие слезы – Богородица плакала. Позже заметили слезы и в глазах Младенца Христа.

8 октября 2003 года в день празднования Успения Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова глаза Богородицы и Божественного Младенца вновь наполнились слезами. Так является это чудо для нас, для укрепления нас, грешных, в вере».

Упомянутая прихожанка, Маргарита Мордвинова, так рассказала в местной газете о том, что происходило 18 марта 2001 года:

- Закончив молитву, я, как всегда, подошла поклониться иконе Казанской божией матери. Но странно… в очах Богородицы что-то сверкнуло. Еще мгновение, и я увидела чистые, как хрусталь, слезы. Я закрыла глаза, перекрестилась, решила: показалось, почудилось. Мое сознание отказывалось верить собственным глазам, хотя душа поняла и радовалась встрече с чудом.

Я упала перед иконой и на мгновение застыла, силясь понять, что же делать. Наконец, сообразив, что нужно кого-то позвать, побежала к выходу, так как Иван (в то время чтец церкви, готовящийся стать священником ред.)уже делал последний поклон в сторону алтаря и спешил уходить.

- Ваня, Ваня! Скорее идите сюда! Скорее! – бессвязно восклицала я. – Смотрите, слезы!

Ваня в недоумении рассматривал икону.

- И у младенца слезы… - растерянно произнес он…. Тут подошли баба Аня и Светлана (еще две прихожанки Казачинского храма).

Пока Иван искал акафист, мы смотрели то на икону, то друг на друга, не зная, радоваться или плакать. Но тут бабя Аня вся в слезах рухнула на колени и взмолилась: - Плачешь, миленькая Ты наша, плачешь. Ох, плохо, видать, будет нам, раз Ты плачешь! И ты маленький Господи, тоже плачешь…

Понять реакцию пожилой прихожанки можно, если вспомнить, что для многих знамение от иконы - предвестье беды, призыв готовиться к грядущим потрясениям. Действительно, в истории были такие случаи. Но если рассмотреть периоды множественных чудес, то наблюдается несколько иная картина. Массовые знамения 1920-х годов происходили не до, а после катастрофы 1917 года, и как бы сопутствовали скорбям тех лет. Точно так же массовые знамения 1990-х происходят после грандиозного перелома в жизни России, одновременно с нелегкими испытаниями последнего времени.

У меня есть своя версия происходящего.

Мы не средиземноморцы, которых привычно обвиняют в излишнем легкомыслии и уж тем более не жители «черного континента», которые столь же беспечны, как птицы небесные. Но в отношении к жизни мы причудливо сочетаем и легкомыслие, и беспечность, да с таким замахом, что куда там каким-то итальянцам или суданцам! Уместно тут вспомнить Костомарова, который, заканчивая грандиозный труд по истории смуты, сам впал в ступор, когда понял, что Россия никакого урока из произошедшего (а только погибло тогда две трети населения!) не извлекла, что она (Россия) поднялась, как ни в чем ни бывало отряхнулась и пошла себе дальше.

Отмобилизовываемся мы только тогда, когда нас прижмет настолько основательно, что все понимают: еще шаг, и кранты! Вот тогда мы начинаем излучать психическую энергию такой силы, что «луч» этот становится буквально зримым. И не он ли, «луч» этот так воздействует на иконы?

Кстати, говорят, что чудотворной может стать всякая икона, перед которой люди молятся с искренней верой и горячей и любовью к тому, к кому молитва обращена. Когда многие случаи исполнения молитв перед известной иконой становились известными, тогда икона начинала почитаться чудотворной. Таким образом, прославление той или другой чудотворной иконы всегда происходило спонтанно в недрах народного благочестия, не требуя официальной канонизации церковного власти. Так вот, не народ ли сам «заряжает» икону своей верой? Не знаю, как было в 20-х., но в 90—х., иконы вдруг появились как-то сразу у всех, да и не по одной (у некоторых иконами заставлена вся квартира, иконы теперь «ездят» даже в автомобилях) . Вот тебе и разгадка, почему так много явилось мироточащих и слезоточащих икон: во-первых, их стало много, во-вторых, на них только и была надежда, в-третьих, энергия отчаяния молящихся могла бы двигать электровоз без электричества как такового, что же уж тут говорить о бумаге, холсте или дереве, на которые иконописные лики и наносятся.

На истину в последней инстанции я, что называется, не претендую, но даже школьники знают закон сохранения энергии и перехода ее из одной формы в другую. Так почему же энергия массового человеческого страдания не может заставить иконы плакать?

А не знали ли этого, пусть и инстинктивно, церковные иерархи? Ведь не случайно говорится ими, что совершение чуда, т. е. исполнение молитвы, прежде всего зависит от веры молящегося: "Если сколько-нибудь можете веровать, все возможно верующему" (Мк. 9:23). Если у того, кто устами произносит молитву, нет сознательного и сердечного обращения к Богу, то даже перед самой чудотворной иконой - молитва останется бесплодной. Ведь даже вкушающий Тело и Кровь Господне "ест и пьет осуждение себе," если ест и пьет, "не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11:29), т. е. без должного осознания великого таинства и без благоговения перед ним. То же можно сказать и о молитве без веры, без устремления сердца к Богу, без которого молитва не имеет значения и силы, да и по существу не является молитвой.

Безусловно, большая храмовая икона Казанской Божьей Матери из Казачинского в глазах верующих является чудотворной, ведь признаком ее являются чудотоворения, испытанные кем-то, и получившие широкую известность. Недостатков в таких свидетельствах нет. Вернемся к упомянутому выше приложению к акафисту и приведем еще одну обстоятельную цитату из него.

«… В конце мая (год не указан –авт.) в Казачинском Свято-Троицком храме побывала группа паломников – сорок человек - из Красноярска. И приезжали они для того, чтобы поклониться святыне – иконе Казанской Божией Матери. Большинство из них были у нас впервые. Но вот Юлия посетила наш храм во второй раз. И не одна: вместе с ней приехали её муж и свекровь, чтобы от всей души поблагодарить Пресвятую Богородицу за Небесную помощь.

В священном писании, в Евангелии часто встречаются слова, когда Иисус Христос исцеляя ли больных, изгоняя ли бесов из одержимых ими, открывая ли глаза слепорожденному, говорил: « … веруешь ли?», «… только веруй», «дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». И многие верили, что стоит им только прикоснуться к одежде Его, и они исцелятся. И исцелялись. Тысячи и тысячи больных получали прощение грехов и исцеление. Вот с такой верой приехала и Юлия в прошлом году в наш храм, прочитала Акафист перед иконой Казанской Божией Матери, и всем своим существом горячо молила Пресвятую Богородицу о помощи - в скором времени ей предстояла операция. Вернувшись домой, она продолжала молиться перед образом чудотворной иконы. И в какое-то время почувствовала, что её больше не беспокоят боли. Пошла в поликлинику провериться. И что же? Оказалось, никакой опухоли у неё уже нет.

Преподобный Силуан Афонский писал: «… И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта светлым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью своею она объемлет весь мир и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует». Так помиловала она Юлию и многих, и многих, кто притекает к Ней с верой и надеждой на милосердие Её.

*

После божественной Литургии прихожане, не торопясь, расходились по домам. Ко мне подошла молодая женщина с ребенком на руках: «Хочу рассказать о чуде, которое произошло со мной».

- Одиннадцать лет у меня не было детей, - начала свой рассказ женщина. – но рожать мне было нельзя из-за переломов, которые я получила в автокатастрофе. Часто бывала я в Момотово (село на Правобережье Енисея в Казачинском районе Красноярского края – ред.), слышала о плачущей Казанской иконе Божьей Матери, находящейся в Казачинской церкви.

Приехала я в храм и очень просила, умоляла Пресвятую Богородицу о даровании мне доченьки, именно девочку хотелось. И буквально месяца через полтора-два после этого я забеременела. В семь с половиной месяцев меня прокесарили. Все прошло удачно: и операция и уход за ребенком. Я счастлива, что у меня есть доченька именно такая, какой она виделась мне, когда я просила Богородицу о даровании мне девочки. Надеюсь, и впредь все будет благополучно, и мы окрестим её в этом же храме.

Елена К.

*

Многие и многие прихожане, особенно паломники, приходят и приезжают к нашей Матушке Небесной, подолгу стоят перед Её Прекрасным Образом и рассказывают о своих бедах, скорбях, болезнях и молят, обращаясь с верой в то, что Она всех любит, всех жалеет, всех внимательно выслушает и разрешит все проблемы «по вере их».

Так, с надеждой на небесную помощь приехали из Пировского (центр соседнего с Казачинским района – ред.) мама со своей дочкой Олей одиннадцати лет. Это была их последняя надежда, последняя “инстанция”, где они могли бы получить помощь. Два года назад у девочки заболело ухо, и она перестала слышать. За этот период Оле сделали две операции под наркозом, но лечение не помогло. Услышали они про нашу чудотворную икону и летом прошлого года приехали в Казачинское. Помолились перед Казанской иконой Божией Матери, прочитали акафист, о.Иоанн отслужил молебен о болящей… Облегчение девочка почувствовала уже по пути домой. Сев в машину, Оля радостно воскликнула: «Мама, я слышу шум мотора!»…

А через полгода, в Великий Пост, мама с дочкой приехали снова, уже чтобы поблагодарить свою Избавительницу от тяжелого недуга. Девочка, слава Богу, теперь слышит и все у неё хорошо.

*

«…Больше года мой зять не мог найти себе работу. Семья бедствовала. Трое детей – надо их накормить, одеть, обуть. Назанимались, испереживалась я за них. Мне предстояла командировка. Предлагалось несколько пунктов, но я выбрала Казачинское. Закончив все дела, перед отъездом домой в Лесосибирск (город на Енисее – ред) я зашла в ваш храм. Помолилась перед иконой Казанской Божией Матери, излила Ей свое горе и попросила помочь зятю найти работу. Когда выходила из храма, посмотрела на часы – боялась опоздать на автобус, было без пятнадцати три.

Приезжаю домой. Дочь открывает мне дверь и с радостью сообщает: позвонили из института и предложили Виктору работу. Я спросила, в котором часу это было. «Без пятнадцати три», - был ее ответ».

*

Ученики Иисуса Христа спросили Его, показывая на слепорожденного – кто согрешил: родители его или он сам. “ Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии”.

И исцелил слепорожденного.

К концу Божественной Литургии к иконе подошли трое: средних лет мужчина и женщина, и с ними девочка лет пяти. Женщина с девочкой опустились на колени перед иконой Казанской Божией Матери, и молча о чем-то молились. Мужчина, поставив свечи, присоединился к ним…

После службы женщина подошла ко мне и сказала, что она хочет рассказать о чудесной небесной помощи.

…Тринадцать лет супружеской жизни Валерия и Любови оказались бесплодными – не было детей. Хотя никаких болезней врачи не находили – супруги были здоровыми людьми. Пять лет назад они услышали о нашем храме, о плачущей иконе Казанской Божией Матери. «Много есть святых мест, но душа позвали именно к этой чудотворной иконе, - начала свой рассказ женщина – приехали мы с мужем в августе. Встали на колени перед иконой и молились, как могли. Прочитали Акафист, заказали молебен Божией Матери. Купила здесь для себя крестик с цепочкой и сразу же надела. Уже в сентябре забеременела. Срок беременности приближался к пяти месяцам. Не знаю, что на меня нашло - сняла крестик и повесила на гвоздик. Вскоре мы с мужем испытали настоящий шок – у меня начались схватки, появилась угроза выкидыша. И опять что-то подсказало мне надеть крестик. Я послушалась внутреннего голоса и надела крестик. Схватки прекратились. Я благополучно выносила и родила ребенка. А было мне уже 37 лет.

Столько чудес со мной происходило в связи с рождением дочери».

Во время её рассказа хорошенькая темноволосая девочка прижималась к матери, а та ласково обнимала её. Девочку назвали Ангелиной – для них она – Ангел, спустившийся с небес. Выслушав её откровения, я с благодарностью сказала, что мы собираем случаи чудесной помощи от нашей Казанской иконы Божией Матери. И вот такая удача. Счастливая мама улыбнулась: “Мне что-то подсказало – обязательно рассказать обо всем этом в вашем храме. Во славу Божию. Слава Богу за все”.

Вообще, это лишь малая часть официально (в том числе через местную газету – ред.) зарегистрированных свидетельств о том благотворном влиянии, которое большая храмовая икона оказывает на людей. Могут ли эти свидетельства быть (выразимся осторожно – авт.) не во всем достоверными? Могут. Во-первых, и сама церковь не признала Казачинскую икону чудотворной. Во-вторых, нет надежных медицинских свидетельств о том, в действительности ли указанные свидетели не могли зачать ребенка, или что опухоль на самом деле была.

Главное же, мир (не только медицина – авт.) пока не выяснил всех возможностей человеческого тела. Упорно ходят слухи, и не только среди дилетантов, о том, что организм человека способен исцелить себя сам от любой болезни, включая старение. Огромную роль играет тут психология. Надо очень сильно поверить в чудо, чтобы не только испытать огромное облегчение, но порой и действительно излечиться. И несть числа теперь уже таким свидетельствам.

Но даже если большая храмовая икона Казанской Божьей Матери, которая хранится в Казачинском, обладает только таким эффектом, то что в этом плохого? Немногие и немногое способны психологически так перевернуть человека, что он по сути становится другим. Слезы в глазах Богородицы и Божественного младенца для многих и многих являются чудом, в том числе и укрепляют людей в вере…

На снимках из архива - лик Богородицы.

 


Главная | Контакты | Редколлегия


Copyright © 2010-2011 "LES REFLETS - ОТРАЖЕНИЯ "