Русские люди


       
ВЫПУСКИ

Рубрики
Проза
Поэзия
Русские люди
Русская провинция
Тени минувшего
Наша вера
Странники
Мнение
Приглашение
к разговору
Наши фоторепортажи
Увлечённые
Сверхнаучные знания
Даты
Эксклюзивные интервью

Тематические обзоры


ГОСТЕВАЯ КНИГА


 

Эксклюзивные интервью

Владимир Геворкян

ПРОЩАЙ БАКУ?


Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе,
И чувствую сильней простое слово - друг.

Прощай, Баку! Синь тюркская, прощай!
Хладеет кровь, ослабевают силы.
Но донесу, как счастье, до могилы,
И волны Каспия, и балаханский май.

Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!
В последний раз я друга обниму...
Чтоб голова его, как роза золотая,
Кивала нежно мне в сиреневом дыму.


С этого стихотворения Сергея Есенина мне хочется начать наш разговор с главным редактором газеты «Патриот» из Баку Гюльзар Саиловой.

По официальным данным, население Баку составляет более двух миллионов человек, а общая численность населения Азербайджана в текущем году превысила девять миллионов. И русские составляют достаточно заметную (и в количественном, и в качественном отношении) его часть. А что об этом говорит статистика? – По официальным данным в Азербайджанской Республике проживает 151 000 русских. Много это или мало?


По сравнению с рубежом 80-90-х г.г. прошлого века, – налицо существенное уменьшение русскоязычного населения республики. В советском Баку русские составляли одну из самых больших этнических общин города. Сегодня же на их долю приходится лишь 1,8% населения всего Азербайджана, хотя этот процент в структуре населения собственно Баку существенно выше. Но сравним эти данные, к примеру, с соседней Арменией и получим несколько иную картину. Здесь численность русского населения зафиксирована на отметке 14 660 или 0,46 %. Следует, правда, отметить, что и в советские годы Армения была одной из наиболее моноэтничных республик. Последующие события начала 1990-х годов лишь усилили этническую гомогенность. Азербайджан же является страной с более сложной в этническом плане структурой населения, хотя и здесь отчётливо видна тенденция к гомогенизации этнокультурной среды.

Читателя в России, несомненно, должен интересовать вопрос о фактическом статусе русских в Азербайджане.  

С одной стороны, это этнокультурная группа, принадлежащая к великой культуре (о культурно-языковом аспекте мы поговорим ниже), к великой государственной традиции, обладающая значимыми социопрофессиональными навыками (русские традиционно составляли основу инженерно-технических кадров в союзных республиках). Эти обстоятельства повышают и формальный, и фактический статус русских граждан Азербайджана. С другой стороны, уже отмеченная выше тенденция азербайджанизации этнокультурного и внутриполитического пространства, во многом ставшая реакцией на недавнее советское прошлое (интернационализм не был безжизненной формулой для советского Азербайджана, в отличие от некоторых других союзных республик), не могла не коснуться положения русских.

Как свидетельствуют многочисленные опросы общественного мнения в Азербайджане, Россия прочно удерживает второе место (значительно уступая Турции) в симпатиях населения этой страны. Правда, доля антипатиков в отношении России также велика: здесь наша страна прочно удерживает всё то же второе место (после Армении).

Положение русских, таким образом, отмечено двойственностью, которую отмечают и азербайджанские авторы. Согласно замечанию ведущего азербайджанского эксперта Расима Мусабекова, «Ареал и влияние русского языка и русской культуры существенно шире, чем удельный вес русских в населении республики. Как ни парадоксально, но сегодня основными носителями русского языка и культуры в нашей стране являются даже не столько русские, сколько так называемые русскоязычные жители городов, подавляющую часть которых составляют азербайджанцы, получившие русское образование».

От многих старых интеллигентных бакинцев мне приходилось слышать горькие сожаления о распаде единого культурного и социального пространства. Именно они составляют основу зрительских аудиторий на гастролях артистов и театров из России. Думаем, не ошибемся, указав, что в азербайджанской этнической среде (те самые «старые бакинцы») имперские культурные традиции выражены сильнее, чем в собственно русской общине Азербайджана.

Вы верно подметили: первая группа ностальгирует по прежним временам, вторая занята процессом выживания и адаптации к радикально изменившейся этнополитической ситуации. Молодые русские, которых мне довелось увидеть в Баку, это – этносоциальная группа, достаточно широко представленная в сфере торговли, а также в профессиональных группах, требующих высоких технических навыков (к примеру – программисты и др.). Наблюдения позволяют сделать вывод, что этот слой русских в Азербайджане сумел занять собственную социопрофессиональную нишу и вполне конкурентоспособен. На фоне некоторой расслабленности собственно азербайджанской среды эти молодые русские производят впечатление целеустремленности и даже некоторой социальной агрессивности.

Значит, что получается? – Когда Российское государство забыло о своих соотечественниках в новых государствах, заботу о завоевании места под солнцем они взяли в собственные руки?

Можно и так сказать. Мне, например, понравился по-хорошему боевой задор некоторых выступающих на VII съезде Ассоциации русской молодежи Азербайджана (официальный сайт), в которых поднимались проблемы русского населения закавказского государства. Это даёт некоторые основания надеяться на то, что не все русские сосредоточены на проблемах собственной адаптации и пытаются мыслить в категориях всей общины. Пока немногочисленная активная молодежь является главной надеждой русской общины Азербайджана. Но она нуждается в содействии со стороны государственных и общественных структур в России. Почему бы не выстроить систему организации поездок молодых соотечественников по духовным и культурным центрам России, отдыха в летних лагерях? В эти группы стоило бы включить и тех азербайджанцев, которые учатся в русском секторе или Славянском университете, испытывают повышенный интерес к русской культуре. Это ли не лучший способ мирного завоевания симпатий к России?!

Наверное, общественная пассивность подавляющего большинства русских Азербайджана – не единственное явление?

Мне довелось столкнуться и с таким неприглядным явлением, как профессиональное нищенство, которое избрали для себя некоторые (далеко не самые нуждающиеся) представители старшего поколения, которых и русскими-то называть не хочется. Их можно увидеть у ограды церкви, но не на службе…


А как обстоит дело с русским языком? На улицах Баку часто слышна русская речь?

Конечно. И не только из уст приезжих из России и местных русских, но и самих азербайджанцев. И всё же растет число молодых людей, не владеющих русским, не знакомых с русской культурной традицией. К сожалению, винить в этом следует, прежде всего, самих себя. Не только грубые политические провалы начала 1990-х, но и сохраняющееся невнимание к культурным аспектам, как малозначительным, по сравнению с вопросами транспортировки газа и нефти, или расширения НАТО, привели к этой печальной ситуации. Она начала выправляться относительно недавно. Однако темпы восстановления русского культурного присутствия в Азербайджане явно уступают динамике дерусификации местной культуры.

Всячески подчеркиваемое самими азербайджанцами общетюркское братство и родственность соседней Турции является, на наш взгляд, существенным преувеличением.

Важно отметить не только разноконфессиональный состав мусульманских общин (правда, эти различия постепенно стираются: численность суннитской общины в стране, шиитской по определению, постоянно растёт), но и на очевидную разницу менталитетов азербайджанцев и турок. Которая, впрочем, постепенно нивелируется у представителей молодежи, получившей образование в турецких вузах. Так вот, это братство, повторяем, не отражает господствующую тенденцию. Тенденция эта – не только политическое сближение (здесь всё не так просто, и отношения между двумя странами отнюдь не являются бесконфликтными), но и культурная интеграция с Турцией. Культура светской Турции, – выскажем свое дилетантское мнение, – лишена блеска того обаяния, которым обладает русская культурная традиция, да и собственному культурному османскому наследию также, несомненно, проигрывает. И всё же она проста и понятна, она даёт ответы на главные вопросы бытия и создаёт необходимые стимулы и мотивы для высокого уровня трудового напряжения, который позволил создать феномен турецкого экономического чуда. Россия всё ещё лишена (на уровне государственной идеологии, принятой всем обществом) той модели, которая позволяет давать непротиворечивые (пусть и упрощённые) ответы на жизненные вопросы. И поэтому мы проигрываем Турции культурную борьбу в том же Азербайджане. Несмотря на то, что стартовые возможности были таковы, что позволяли вести эту борьбу, как минимум, на паритетных началах. Отсутствие внятной идеологии дома и невнимание (до относительно недавнего времени) к культурным аспектам взаимоотношений с бывшими союзными республиками, перечеркивали возможности равного соперничества. И всё же ситуация представляется нам далеко не тупиковой и не безнадёжной.

Факт огромной трудовой миграции из Азербайджана в Россию, численность которой, по неофициальным источникам, составляет примерно два с половиной миллиона человек, а по некоторым данным – около трёх, красноречиво свидетельствует о привлекательности нашей страны в глазах рядовых азербайджанцев. Или существуют другие объяснения этому явлению?

То обстоятельство, что со стороны и простых, и высокопоставленных граждан Азербайджана наблюдается интерес и симпатии к русской культуре (такой хотя бы факт: спутниковые тарелки в Баку повернуты, в основном, в сторону России!), и то, что наше государство, наконец, осознало необходимость культурной работы, и многое-многое другое – внушают осторожный оптимизм. Активизировало свою работу российское посольство, что связывают с деятельностью не так давно назначенного послом России в Азербайджанской республике опытного и деятельного дипломата Владимира Дорохина.

В условиях современного Азербайджана трудно представить как типичное явление занятие русским каких-либо управленческих или, тем паче, политических постов. В этом отношении Россия являет пример обратного: у нас типичны случаи замещения руководящих должностей не только не русскими (можно, скорее, говорить о заниженной представленности русских в системе управления политикой, и откровенно слабой в сфере культуры и СМИ), но и представителями этнических групп, имеющих свою государственность за пределами России. В отношении тех же азербайджанцев – занятие ими руководящих должностей достаточно высокого уровня в системе МВД, например.

Если сравнивать положение русских в Азербайджане и в других постсоветских республиках (особенно на Южном Кавказе и в Средней Азии), сравнение явно в пользу этого государства. Азербайджан – не только не Узбекистан, в котором русофобия носит подчас демонстративный характер, но даже не Казахстан, в котором доля численности русских стремительно сокращается, при равнодушном невмешательстве российских властей, и в котором русские лишены политического представительства в органах власти и самоуправления. Пожалуй, Азербайджан является наиболее благоприятной страной для существования русской общины на территориях бывшего СССР, за исключением разве что Белоруссии и посторанжевой Украины.

Насколько нам известно, в Азербайджане сохраняется система среднего и высшего образования на русском языке. Пример тому – Славянский университет.

Да, это  так. В выступлении замминистра образования Азербайджанской Республики (говорившей, кстати, на чистейшем русском языке) г-жи Гусейновой на VII съезде Ассоциации русской молодёжи Азербайджана, озвучивались следующие цифры: в республике действует широкая сеть учреждений дошкольного образования на русском языке, 337 совместных русско-азербайджанских школ, 17 школ русского сектора.


Сказанное не означает, что русские (в том числе молодёжь) существуют в беспроблемной среде. В известной степени, проблемы русских типичны для всего населения Азербайджана. Это, прежде всего, бедность (согласно социологическим замерам, к бедным и остронуждающимся относится свыше половины населения страны), отсутствие достойной работы. Причиной массового оттока русского населения из Азербайджана в 1990-е годы была, прежде всего, неясная социально-экономическая перспектива и разрушение промышленного сектора, в котором традиционно трудились русские. Не следует также сбрасывать со счетов и социально-политические мотивы: последствия карабахского конфликта и «чёрного января» 1990 г., националистическую и антироссийскую идеологию президента Эльчибея. Но тот факт, что в Азербайджане сохраняется значительное число русской молодёжи (перед которой стоят острые вопросы адаптации к социально-экономическим, этнополитическим и внутриполитическим условиям) свидетельствует в пользу высказанного мнения о достаточно благоприятной (в сравнении с отдельными постсоветскими республиками – откровенно благоприятной) среде обитания русских.

Россия не имеет альтернативы оказания повышенной поддержки своим соотечественникам. Эта мысль без конца повторяется главой Русской общины Азербайджана, депутатом милимеджлиса (парламента) Азербайджанской Республики Михаилом Забелиным, который справедливо сетует на отсутствие должной поддержки информационных проектов общины со стороны России. Это особенно остро проявилось во время августовской войны 2008 г., когда населением Азербайджана была остро востребована объективная информация (в том числе – и на русском языке), о событиях в Южной Осетии.

Тем не менее, позитивные сдвиги, безусловно, происходят. Так, 20 мая 2010 г. в Международном пресс-центре «Новости-Азеpбайджан» состоялась пресс-конференция на тему «Обучение в России – подготовка профессиональных кадров для Азербайджана». Как было заявлено устроителями мероприятия, организация «РАКУС» (Департамент Содружества Независимых Государств и Европы) осуществляет, в числе прочего, набор граждан СНГ для обучения в российских вузах, подготовку и реализацию совместных образовательных проектов с российскими и иностранными высшими учебными заведениями. Приём в российские вузы для граждан Азербайджана состоится с 25 по 30 августа в виде собеседования или тестирования. Обучение граждан СНГ в вузах России на 80% субсидируется Правительством Российской Федерации.

Численность азербайджанских студентов в российских вузах пока невелика, в отличие, скажем, от абитуриентов из Армении. И это – несмотря на наличие огромной по численности трудовой миграции из Азербайджана! Как Россия, так и Азербайджан, заинтересованы в увеличении этого числа. Азербайджан нуждается в качественном образовании по гуманитарным, точным, естественнонаучным, техническим дисциплинам, которое способны давать российские вузы за небольшую плату или вовсе бесплатно (в рамках действующей программы поддержки соотечественников за рубежом).

Для этого России нужно восстанавливать международный авторитет своей высшей школы. Тогда она составит конкуренцию турецким вузам, имея более универсальную (и всё ещё – более фундаментальную) систему высшего образования. К тому же любой азербайджанский студент – потенциально носитель знания или даже адепт русской культуры: обстоятельство, которым не следует пренебрегать.


 

 

Copyright © 2010-2011 "LES REFLETS - ОТРАЖЕНИЯ "