Русские люди


       
ВЫПУСКИ

Рубрики
Проза
Поэзия
Русские люди
Русская провинция
Тени минувшего
Наша вера
Странники
Мнение
Приглашение
к разговору
Наши фоторепортажи
Увлечённые
Сверхнаучные знания
Даты
Эксклюзивные интервью

Тематические обзоры


ГОСТЕВАЯ КНИГА


 

Мнение

Виктор АНДРЕЕВ

 

СПАСТИ ЧИНОВНИКОВ ОТ СОКРАЩЕНИЯ!
 

Президентская инициатива о сокращении 20 процентов чиновников в течение ближайших двух лет не нашла в обществе той поддержки, на которую Медведев, вполне очевидно, рассчитывал. А по - иному вряд ли и быть могло. Дело в том, во-первых, что россияне уже как-то перестали верить в модернизацию сверху, потому что их личный опыт говорит, что это далеко не всегда хорошо заканчивается. И в России царской, и в СССР, и в России ельцинско-путинской заверения о сокращении аппарата управления всегда заканчивались тем, что или за штат выводили только уборщиц и шоферов, или вовсе тем, что количество чиновников не только не сокращалось, но, наоборот, возрастало, и возрастало порой в разы. К этой неуверенности, во-вторых, добавляется подспудный страх за то, что воплощение новации приведет к ухудшению положения многих россиян. Где и кто в России получает сегодня стабильные доходы? Правильно, в так называемой бюджетной сфере. Освободить хотя бы отчасти эту сферу от балласта в виде ничего не производящих чиновников, это значит обречь не только их самих на безденежье, но и на прозябание их жен, детей и внуков. А это огромный отряд ни в чем не повинных людей. У нас в России сегодня насчитывается 1 миллион 900 тысяч чиновников федерального и регионального уровней. Если добавить к ним чиновников местных, а так же многочисленные аппараты милиции там, армии, всяких роснадзоров то цифра вырастет миллионов до 5, а то и 6. При сокращении, значит, за пределами кормушки окажется миллион чиновников и миллиона четыре их родственников. Есть кому и чего бояться!

На самое парадоксальное заключается в том, что это решение о сокращении чиновников ударит вообще по обществу в целом, причем ударит больно.

Наш так называемый аппарат и сегодня не отвечает запросам населения. Он работает настолько неэффективно, что вызывает у людей, которые имеют с ним дело непосредственно, или нервный озноб, или всепоглощающую ярость. Получение простой справки оборачивается зачастую такой бездной унижений, утрат нервных клеток, что только диву даешься.

Что же изменится, если вот эту необязательную и неповоротливую махину еще и обкорнать на 20 процентов? Да ничего хорошего! На получение той же справки мы тратили 3-5 дней, так отныне будем тратить 5-10. Есть сомневающиеся, что закончится именно этим?

Так что, решения проблемы нет?

Да есть! Причем настолько очевидное, что странно как «верховникам» нашим это не приходит в голову.

1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Вертикаль власти (а без нее сегодня и в ближайшее время деваться просто некуда) никогда не будет эффективной, пока там не будут работать профессионалы. Это ведь как минимум странно, что даже на сантехника нужно учиться несколько месяцев, а в чиновники попадают просто с улицы и без малейшего понимания, как функционирует властный «механизм» (а он устроен посложнее, чем тот, что находится под капотом автомобиля, например).

Порочная практика попадания во власть дилетантов сильно укрепилась в постсоветском пространстве. Неверно трактуемая и понимаемая демократия, привела к тому, что каждый вновь избранный управитель ведет за собой отряд новых управляющих, которые вытесняют чиновников старых, которые были, по долгу службы, преданы своему прежнему руководству, а потому, по прямолинейной логике, нелояльны к людям новым.

Когда выборы проходили часто (а мы все это время хорошо помним) во власти творилась самая настоящая кадровая чехарда. Объединяло всех вновь приходящих одно: полный дилетантизм в том, чем они были призваны заниматься. Нет, среди них были, конечно, люди грамотные, которым дай только время и они вполне со всем освоятся. Но вот этого времени у них по большей части и не было.

С начала двухтысячных мы шарахнулись в другую крайность. Власть стала закрытой корпорацией, в которую извне перестали кого-либо вообще пускать. Безусловно, бюрократические навыки у нынешних управляющих на высоте, потому что они целое десятилетие потратили на притирку к своей нынешней работе. Но начался застой, потому что перестали перетряхивать и обновлять не только аппарат, но и управителей этим самым аппаратом.

Случился кризис идей, и он не мог в таких условиях не случиться.

Произошедшее не ново под луной. Такой кризис пережили, видимо, все страны, в том числе и те, которые мы числим, как цивилизованные. Но они выход нашли, и он на удивление прост. Аппарат чиновников в той же Англии является в своем роде кастой неприкасаемых. Это профессионалы, которых специально готовят для управления государством. Их лояльность распространяется не на управляющих ими политиков, а на само это государство. Дело свое они знают настолько хорошо, что система государственного управления работает как часы. Вот там уж точно не может произойти такого случая, который недавно взбудоражил виртуальное пространство России.

Не знаете, о чем это я? Ну так, вот: Роспотребнадзор в отделе СКР (Следственный комитет России – авт.) нашел труп. Оказалось, что в помещении столичного следственного отдела несколько дней пролежала мумия похороненного 2 года назад человека. Преступление? Да если бы! Вот как о произошедшем рассказывают:

- Молодой юрист не знал, какие документы нужно выписать для эксгумации трупа, - рассказал источник близкий к следствию. - На машине "Форд Фокус", закрепленной за Коптевским следственным отделом, он поехал на кладбище, выкопал тело и приехал в морг.

Поскольку порядок процесса эксгумации не был полностью соблюден, судмедэксперт не принял тело. В итоге юный следователь решил поместить труп в камере вещественных доказательств следственного отдела.

Анекдот? Да не скажите! Ведь и у нас нужную вам справку зачастую не выдают не из вредности, а потому, что не знают, как она должна быть написана, чтобы ее приняли в интересующем вас месте.

Так вот, в Англии ничего подобного случиться не может как раз потому, что бюрократические процедуры там не только хорошо знают, но и умеют их правильно применять. Это и называется профессионализмом чиновников.

Мне справедливо могут сказать, что кастовость - это плохо. Конечно, но в той же Англии существуют демократические выборы, благодаря которым происходит постоянная смена руководящей верхушки аппарата и каждый новый управитель приносит новые идеи, которые аппарат и начинает претворять в жизнь. Так что о застое речь не идет!

Безусловно, при профессиональном чиновничьем аппарате и дилетантах-политиках существует серьезная опасность, что «хвост начнет вилять собакой», то есть первые будут брать верх над вторыми, которые зачастую приходят во власть на кроткий срок. Но есть много методов обуздания бюрократов и политики эти методы должны знать, точнее – не могут не знать, если они идут делать дело, а не из-за личных мотивов.

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ

Вообще, очень любопытно и познавательно сравнивать наших чиновников с чиновниками зарубежными, точнее – методы их работы. Так вот, общепризнанно, что установка на рабочем месте чиновника за рубежом компьютера приводит к тому, что производительность его труда вырастает втрое и появляется реальная возможность два места сделать вакантными. Догадайтесь с трех раз, к чему у нас приводит установка компьютера? Правильно, штат вырастает на энное количество единиц, потому что они не только обслуживают технику, но зачастую вместо чиновников на этой технике вынуждены и работать.

У нас вообще возможности оргтехники используются из рук вон плохо. Вот картинка из личного опыта. Мне оказалось необходимым лично подписать страховой полис на автомобиль (страховка заключалась в краевом центре), причем в конторе, которая этот документ запрашивала, вполне могли удовлетвориться копией. Ну, казалось бы, чего проще: по электронной почте вы высылаете мне страховой полис, я его подписываю и переправляю электронной же почтой туда, где документ запрашивают. И, знаете, ничего не получилось. Оказалось, что страховая организация никогда ничего подобного не делала (!!!). Ну, да, мне пришлось ехать в город, что вылилось в растрату нескольких тысяч рублей (билеты, проживание в гостинице, питание и та далее). Можно представить, чтобы такое произошло в какой-нибудь Швеции? Да никогда! Там давно существует электронная подпись. И чтобы заверить документ, мне никуда бы не пришлось ехать, а кликнуть всего лишь раз компьютерной мышкой.

Да что там я рассказываю о таких «сложных» процедурах. У нас до сих пор бумагу вам отправят по почте, а то и вообще курьером, хотя везде теперь стоят и компьютеры, и факсы, да много чего еще.

Конечно, у меня существует большое подозрение, что возможности современной техники не используются потому, что их, эти возможности, просто саботируют. Ну, да, кому же хочется оказаться в числе сокращенных! Однако с этим нужно бороться самым жестоким образом, потому что чиновный саботаж выливается в миллионы и десятки миллионов впустую растраченных бюджетных средств, ну, а во сколько это обходится самому так называемому народу, это и вовсе сказать нельзя, понятно только, что из наших карманов вытаскивают просто немыслимые деньги.

3. ОТКАЗ ОТ БУМАГОТВОРЧЕСТВА

Еще один казус из собственной практики. В свое время меня во власть тоже пихнули, как головой в омут. Было это в период расцвета брежневского застоя. Открываю я первое же письмо из вышестоящей организации и вижу приказ за номером что-то примерно 1186. Ого, думаю, какие молодцы, наверное, с первого дня существования редакции нумерацию приказов ведут. И как же надо мной знающие люди смеялись, когда рассказывали, что нет, это с начала года столько уже приказов вышло. В среднем примерно по 5 (!!!) приказов в день.

Так вот, сейчас бумагопоток ничуть не ниже, а, пожалуй что, и выше. Когда же чиновникам работать?

Гениальный ход в свое время придумал Михаил Сергеевич Горбачев. Он директивно запретил бумаготворчество, а отчетность о текущей деятельности приказал направлять лишь в один адрес: в ЦСУ. Письма из вышестоящей организации мы стали получать так же часто, как нелюбимый супруг от нелюбимой супруги: приказа по два в месяц. И оказалось, что их вполне достаточно для нормального функционирования организации!..

Так вот, профессионализация чиновничьего аппарата, овладение этим аппаратом возможностей современной оргтехники, отказ от бумаготворчества и позволят безболезненно сократить чиновников даже не на 20, а на все 50 процентов. Но это нужно сделать ДО того, как будет принято решение о сокращении. Почему же этого не сделано? А вот тут я могу лишь гадать, и мои догадки могут многим не понравиться.

Поэтому ограничусь лишь выводом, довольно странным для записного либерала, каковым являюсь: Я ТОЖЕ ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ ЧИНОВНИКОВ НАЧАЛИ СОКРАЩАТЬ НЕМЕДЛЕННО. Сначала для этого нужно подготовить почву…

ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ СВОИ ВЫВОДЫ, АВТОР МАТЕРИАЛА РЕШИЛ ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ У СВОИХ ЗЕМЛЯКОВ: А ОНИ БЫ СОКРАЩАЛИ ЧИНОВНИКОВ ИЛИ НЕТ?

РАИСА ИВАНОВНА ФРОЛОВА, пенсионер:

- Ох, даже и не знаю, что сказать по этому поводу. С одной стороны, вот была в районном центре гостиница «Тайга», гости района, когда приезжали, там жили не тужили. Теперь гостей чиновники вытеснили: им все места не хватает. А вот наша местная администрация: сколько их при Советской власти сидело, столько и сейчас сидит, хотя жизнь тогда-то кипела, а сейчас чуть теплится. Или вот: раньше один исполком со всем объемом работ управлялся успешно, а сейчас все какие-то службы, службы, службы. И непонятно, что делают, за что деньги получают.

С другой стороны. Вот посокращали лесничих, и в прошлом году Россия так ярко горела, как никогда не было. Милицию теперь сокращают, а чем это закончится?

Осторожно нужно к этому вопросу относиться. Как бы дров опять не наломать.

Вот что однозначно верно, что народ не знает, чем чиновники занимаются. Они вроде к нам отношения не имеют, мы – к ним. Ну, а как тут тогда судить, сколько их нужно. Вот если бы мы сами для них дело находили, тогда и разговор был бы другим…

АЛИК АЛИЕВИЧ МАМЕДОВ, заместитель главы администрации одного из сельских районов Сибири:

- Сокращение аппарата это не какая-то личная придумка Президента, и уж тем более не погоня за популярностью в массах. Перемены диктует технический прогресс. То же «электронное правительство» становится реальностью и в России. Это значит, что многие вопросы теперь можно будет решить в виртуальном пространстве, вовсе не выходя из дома и без малейшего участия чиновника.

Есть, правда, одна закавыка, которая затрудняет ситуацию именно в сельской местности. Город-то на сто процентов готов к введению «электронного правительства», а вот у нас в районе интернет есть лишь в Галанино, Вороковке и в самом районном центре. Ну, а как быть жителям других населенных пунктов?

ГЕННАДИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛЯХ, пенсионер:

- Дай мне волю, я бы, конечно, чиновников сокращал. Каковы разумные пределы сокращения? Да все просто. Вот смотрите: у нас в районе в свое время было более 30 тысяч гектаров посевных площадей, тысячи и тысячи голов КРС, свиней. Сейчас сеют, если не ошибаюсь, раз в десять меньше, ни одной фермы не осталось, ни одного свинарника. А вот отдел сельского хозяйства в администрации района есть! И он живее всех живых, хотя заниматься ему совершенно нечем. Ну, как быть с этим?

Да разве так только в сельском хозяйстве? Меня в связи с преклонным возрастом бог милует от частых встреч с чиновниками, но все - равно же слышу, что их стало больше, чем при Советской власти было. И что? Нам жить от этого стало легче? Если они бумажки пишут до седьмого пота, это еще не значит, что без них не обойтись. Еще как, судя по всему, обойтись можно.

Нет, как хотите, а я за то, чтобы чиновников становилось меньше и меньше…

НИНА ВАЛЕНТИНОВНА БЕЛОВА, прачка в детском саду:

- Наверное, грех так говорить, но если бы чиновников сократили, а нам за счет экономии их зарплаты добавили хотя бы по несколько сотен рублей, мы бы все хлопали в ладоши и радовались.

Вы посмотрите, что происходит. Сидит себе чиновник в теплом, уютном кабинете. Бумажки с места на место перекладывает, руководящие указания отдает. А ему за это несколько десятков тысяч рублей в месяц одной зарплаты выплачивают.

И вот воспитатель детского сада. С утра до вечера как белка в колесе, да ведь не с бумажками, а с детьми, у каждого из которых свой характер, свои капризы. И получает за это в несколько раз меньше, чем рядовой чиновник. Я уж не говорю о поварах, нянечках, сторожах, да хоть бы и о прачках. Вообще зарплата смешная, вот у меня, например, 4 тысячи всего. Неужели чиновники настолько больше нас работают, что мы по сравнению с ними просто черной костью выглядим? Кто вообще выдумал такие зарплаты для людей, которые ничего не производят, да и не за что не отвечают, по большому счету.

Их бы множество еще было оправдано, если бы они с людьми по человечьи обходились. Но ведь нет! Пока какую нужную бумагу получишь, семь потов с тебя сойдет, нервы все вытреплешь. Нет, пусть их станет поменьше, чтобы мы не пятьдесят кабинетов обходили за ради справки, а все могли бы решить в кабинете одном.

ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА БЕРБУШЕНКО, глава муниципального образования:

- Знаете, если серьезно подумать, то 20 процентов - это не такая уж и большая цифра. Есть, есть у нас возможности чиновничий аппарат сокращать. Не секрет же, что у нас ярко прослеживается бумагоперекладывание со стола на стол. С одного – на другой, со второго – на третий, и так далее. Сама ходила, знаю. Вот тот же отдел имущественных отношений в администрации района. Ну, явно излишки там сотрудников. Начинают что-то требовать уточнить, и ты пошел по кабинетам. В результате к этому же человеку возвращаешься, и он же вопрос и решает.

Не буду кривить душой, и в сельских Советах в этом плане не все ладно. И здесь есть возможности ужаться не в ущерб интересам дела…


 

 

Copyright © 2010-2011 "LES REFLETS - ОТРАЖЕНИЯ "